double arrow

Во Христе – полнота Божества телесно (2,9-15)

В противоположность ложной философии и пустоте лжеучений о Христе, ап. Павел дает краткое, но наиболее емкое выражение тайны Христа: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (2,9), т.е. во Христе живет Само Божество, и притом не какой-либо частью, а всей полнотой сущности, и притом «телесно», т.е. воплощенно, – неслитно и нераздельно с человеческой природой Христа. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1,14). Воплощение не ограничило Божества: «Ибо Он и воплотился весь, со Отцем есть весь, будучи телесно описуем и божеством неописан» (Бл.Феодорит).

Это кенозис Бога, но он необходим для нашего обожения. «В Нем (т. и.во Христе) естество наше соединено о Богом, а через это и мы в Нем соделалиоь Причастниками Божественного естества» (Блаж.Феофилакт).

Именно во Христе, в общении с Ним, а не в каком-либо посреднике, как учили гностики, возможна духовная жизнь христианина: «вы имеете полноту в Нем» (2,10), полноту благодати искупления; в Нем «обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти» (2,11), т.е. совлечены греха, который как инородный нарост, на нашей плоти растят свое тело, паразитирует в нас. Это достигается Крещением, в котором мы спогреблись Христу и о Ним совоскресли, потому что Бог воскресил Того, в Которого мы крестились (2,12).

Далее в ст. 2,14-15 Апостол называют виновность нашу перед Богом «рукописанием», уподобляя ее долговой расписке, которую Господь Иисус Христос изъял от нас и «пригвоздил ко кресту» и за нас заплатил Своими крестными страданиями. Образ взят из древней практики писать долговую расписку на восковой дощечке, с которой легко можно было изглаждать написанное рукой («рукописание»). Для иудеев таким «рукописанием» был закон Моисеев, который они подписывали своею кровию в обрезании, но так как они не могли его исполнять, то это было их «рукописание грехов». Для всех же нас наша греховная жизнь есть тоже «рукописание грехов». Это-то рукописание грехов наших Господь и истребил учением (2,14), т.е. всей совокупностью христианского вероучения, которое мы усвояем верой и жизнью по вере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: