Развитие научных представлений о саморегуляции личности

Развитие и становление идей саморегуляции происходило в тесной связи с такими направлениями психологических исследований, как регуляция деятельности, стиль деятельности, мотивация, воля, произвольность, самодетерминация, ответственность и принятие решений, а также в контексте проблемы общей структуры и динамики человеческой активности.

Труды И.М.Сеченова и И.П.Павлова положили начало формированию представлений о регуляторном характере протекания психических явлений и процессов.

Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблем психической саморегуляции принадлежит В.М.Бехтереву, а также его ученикам и последователям в лице Л.Ф.Лазурского, М.Я.Басова, В.Н.Мясищева. Согласно В.М.Бехтереву, психическая саморегуляция – это сознательное воздействие человека на собственную сферу психических явлений (психических процессов, состояний, свойств) с целью поддержания или изменения характера их функционирования.

А.В. Запорожец, основываясь на мысли И.М. Сеченова, выдвинул гипотезу о том, что непроизвольные движения человека превращаются в произвольные, благодаря тому, что они становятся ощущаемыми, т.е. осознаваемыми.

В работах Н.С. Лейтеса саморегуляция выступает как динамическая характеристика общей активности. С его точки зрения, саморегуляция, как и активность, выступает во всех психических актах. Активность и саморегуляцию Н.С. Лейтес считает наиболее общими умственными способностями. Эти две стороны первоосновы способностей вполне определенным образом изменяются от одной возрастной ступени к другой. Но если умственная активность при переходе от младших классов к старшим может, как возрастать, так и убывать (например, живость и непосредственность реакций на окружающее), то способность к саморегуляции вместе с ростом нервных возможностей человека возрастает и качественно преобразуется. Например, непосредственность, поспешность и подражательность в действиях младших школьников сменяются в средних классах готовностью к более длительным усилиям, тяготением к делам, требующим постепенного освоения и самостоятельности; старших школьников отличает особая расположенность к сознательной саморегуляции. В отличие от хода развития некоторых черт умственной активности возможности саморегуляции во всех отношениях повышаются, увеличиваются с возрастом.

Позже в исследованиях М.В. Бодунова и В.М. Русалова также делается вывод об относительной независимости саморегуляции и активности.

Интерес к проблеме психической саморегуляции значительно повысился в последние десятилетия. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения к феномену саморегуляции в самых различных психологических исследованиях. Например, в традиционных исследованиях регуляции психических состояний, в психологии принятия решений, в различных отраслях психологии: инженерной, возрастной, медицинской и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: