Сущность процесса саморегуляции

Саморегуляция, в отличие от спонтанной активности, психофизиологической реактивности и активности, управление которой определяется другими людьми или обстоятельствами (гетерорегуляция), ситуацией, предполагает субъектную активность, рефлексию и осознание собственных состояний, причин их возникновения и возможностей изменения.

Отмечается, что в психологии до сих пор не сформированы четко основные понятия теории саморегуляции, уровни и компоненты ее психологической системы, не определена схема ее психологического анализа и конкретные пути его проведения (Л.Г.Дикая).

Причина этого состоит в объективной сложности изучения процесса саморегуляции – в том, что процессы самоконтролирования и самовоздействия в рефлексивном звене протекают слитно (В.А.Петровский), субъект и объект регуляции совмещен.

По мнению Г.С.Никифорова, прибавление местоименного прилагательного САМО к тому или иному существительному имеет вполне определенное значение, смысл которого заключается в обозначении направленности действия на того, кто его производит (Г.С.Никифоров).

«Саморегуляция», «саморегулирование» – производное от понятия «регулирование». Под регулированием в кибернетике понимается приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами.

Процесс регулирования раскрывается как сравнение регулируемой величины с заданным значением, и в случае отклонения (рассогласования) ее от заданного значения в объект регулирования поступает воздействие, восстанавливающее регулируемую величину (Н.Н.Ярушкин).

Таким образом, процесс регулирования обязательно предполагает наличие минимум двух компонентов: регулируемого объекта и регулирующей системы или просто регулятора. Регулятор может быть либо органически встроенным в сам процесс, либо относительно самостоятельным.

В первом случае упорядоченность объекта (системы) достигается самопроизвольно, посредством упорядочивающих воздействий между его элементами, посредством саморегулирования. Во втором случае упорядоченность выступает как результат внешних воздействий, то есть регулирования. Таким образом, третьим неотъемлемым компонентом процесса саморегуляции является способ, которым она осуществляется или средства саморегуляции.

Саморегулирование связано с понятием гомеостаза. Суть его заключается в том, что отклонение от заданного режима автоматически дает о себе знать за счет обратной связи и само вызывает действие, устраняющее отклонение. Французский физиолог К.Бернар во второй половине XIX века впервые четко указал, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды. У.Б. Кеннон предложил название для координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма. Он ввел термин «гомеостазис», который означает подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Очевидно, понятие саморегуляции здесь имеет физиологический смысл, и может называться, скорее, авторегуляцией.

Однако принцип гомеостазиса, как отмечает Н.Н.Ярушкин, перешел из физиологии в кибернетику и психологию, где приобрел более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратных связей.

Таким образом, под саморегуляцией понимается процесс, обеспечивающий стабильность системы, ее относительную устойчивость и равновесие. Очевидно, употребление термина «саморегуляция» не имеет смысла без определения той области, которая подвергается регуляции.

В современной отечественной психологической литературе понятие саморегуляция чаще всего встречается в следующих контекстах:

1. саморегуляция личности;

2. саморегуляция состояния;

3. саморегуляция деятельности или поведения;

4. психологическая или психическая саморегуляция.

Психическая саморегуляция является частным случаем саморегуляции. Субъектом саморегуляции является человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Сфера саморегуляции характеризуется:

1. свободой выбора целей и средств их достижения;

2. осознанностью их выбора;

3. свободой мысли, мнений;

4. совестливостью;

5. самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий;

6. умением соотносить свое поведение с действиями других людей;

7. добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью и др.

Понятие регулирования тесно связано с основными функциями психического. Традиционно выделяют две функции психического - отражения и регулирования. В.А. Ганзен разделяет функцию регулирования на две составляющие: активное и реактивное регулирование. Функцию реактивного регулирования, по В.А. Ганзену, реализуют аффект, эмоция, чувство, функцию активного отражения – воля, мотив и действие. Очевидно, активное отражение характеризуется произвольностью.

Процессы саморегуляции носят сознательный (но не во всех своих фазах осознанный) и целенаправленный (активный) характер (Г.С.Никифоров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: