Краткое содержание. 1. История зарождения банков и банковского дела уходит в глубину веков

1. История зарождения банков и банковского дела уходит в глубину веков. Началом деятельности банков можно считать начало обращения денежной формы стоимости.

2. Историки считают, что первые банки возникли задолго до мануфактурной стадии капитализма, в период становления государства, на этапе оживлённого развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений.

3. Слово «банк» происходит от итальянского «banco», означающего стол. Первые банки, как отмечают многие авторы, возникли на основе меняльного дела. Накапливаемые менялами денежные средства в дальнейшем стали предоставляться в ссуду под залог кораблей, заморских товаров и др. ценностей. Постепенно получали развитие и расчёты. Они осуществлялись путём переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую по распоряжению владельца средств. Для облегчения расчётов стали выпускаться банковские билеты, которые обращались наравне с полноценными деньгами.

4. По мере развития торговли и товарообмена возникла необходимость в централизации денежных расчётов и кредита, что привело к образованию банков и появлению банковской формы предпринимательской деятельности. В XYII–XYIII вв. происходит бурный рост банков, активно развивается их деятельность.

5. Банк — это особый вид предприятия, организующего движение ссудного капитала. Сущность банка проявляется при выполнении им следующих функций: 1) аккумуляция средств; посредничество в кредите; 2) посредничество в кредите; 3) создание кредитных орудий обращения; 4) посредничество в платежах.

6. Совокупность банков государства образует его банковскую систему. Под банковской системой следует понимать совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определённый исторический период.

7. Сущность банковской системы характеризуется: 1) особенностями взаимодействия составляющих её элементов; 2) как единое целостное образование; 3) постоянным динамическим состоянием; 4) как система закрытого типа; 5) обладает характером саморегулирующейся системы; 6) как управляемая система.

8. Банковская система как совокупность банков на практике представлена их значительным многообразием. Основными критериями классификации являются: а) форма собственности; б) правовая форма организации; в) функциональное назначение; г) характер выполняемых операций; д) наличие филиальной сети; е) территория деятельности; ж) размер капитала.

9. По форме собственности выделяют: государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. По правовой форме организации банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом; обществом с ограниченной или дополнительной ответственностью. По функциональному назначению банки подразделяются на эмиссионные и депозитные. По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные. По территории деятельности банки делятся региональные, межрегиональные, национальные, федеральные, международные. По размерам капиталов и масштабам деятельности можно выделить мелкие, средние и крупные банки.

10. На степень развития банковской системы влияют следующие факторы: 1) степень зрелости; 2) общественный и экономический строй; 3) правовые основы.

11. Банковская система России в своём становлении и развитии прошла несколько этапов. Зарождение кредитных организаций относится к середине XVIII в. Российская банковская система того времени и вплоть до середины XIX в. характеризовалась: а) монополией государства в банковской сфере; б) специализацией кредитных учреждений в обслуживании определённых сословий.

12. В 1860 г. произошло значительное реформаторское преобразование. Принято решение о ликвидации всех государственных банков и передаче их средств вновь образованному Государственному банку Российской империи. Стали создаваться частные коммерческие и ипотечные банки. С 1890 г. стали активно возникать общественные кредитные учреждения: общества взаимного кредита, ссудосберегательные товарищества и др.

13. В период перед Октябрьской революцией 1917 г. российская банковская система была достаточно развита. В ней были представлены государственные банковские учреждения; частные коммерческие банки; разнообразные общественные кредитные организации.

После революции 1917 г. эта система была полностью разрушена.

14. Создание социалистической системы предполагало национализацию частных банков и образование единого народного банка, сосредоточение банковского дела в руках государства.

15. В период проведения новой экономической политики было принято решение о создании вспомогательных отраслевых банков. Госбанк должен был руководить всей банковской системой, а отраслевые банки заниматься кредитованием хозяйства.

16. Во второй половине 20-х годов в связи с отказом от нэпа и переходом к административно-командной системе управления экономикой деятельность отраслевых банков была ограничена долгосрочным кредитованием хозяйства, а Госбанка — контролем за использованием кредитов в соответствии с правительственными директивами.

17. В 1930 г. была проведена кредитная реформа, в соответствии с которой Госбанку передавались все краткосрочные операции по кредитованию, а специальные банки были превращены в банки долгосрочных кредитований.

18. В последующие десятилетия в банковской системе существенных преобразований не проводилось. Изменения коснулись лишь количества отраслевых банков. К 1962 г. в стране осталось три банка — Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР.

19. В середине 80-х годов в поисках путей интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. На первом этапе реорганизации (1987 г.) была создана новая структура государственных банков по ведомственному принципу: Госбанк СССР, Агропромбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сбербанк СССР.

Задачей второго этапа было создание рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предпринимательства в кредитной сфере.

20. В декабре 1990 г. были приняты законы: «О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР», согласно которым в России сложилась следующая структура банковской системы: Центральный банк РСФСР (Банк России); коммерческие и специализированные банки.

21. В современных условиях согласно действующей редакции законов «О Центральном банке РФ (Банке России) и «О банках и банковской деятельности» банковская система России включает в себя: Банк России; кредитные организации; филиалы и представительства иностранных банков.

Вопросы для самопроверки:

1. Уточните происхождение слова «банк». Какие операции выполняли первые банки?

2. Какова причина появления банков?

3. Что такое банк и в чём состоит его сущность?

4. Дайте определение банковской системе.

5. Каковы сущностные характеристики банковской системы? В чём состоит их смысл?

6. Какие существуют критерии классификации банков?

7. Установите и рассмотрите факторы, влияющие на степень развития банковской системы.

8. Укажите основные этапы становления и развития банковской системы России.

9. Какова структура банковской системы России на современном этапе? Какие законы определяют правовой режим её функционирования?

Глава 11. Центральные банки

11.1. Статус и функции центрального банка

Банковскую систему любой страны в настоящее время возглавляет центральный банк. Он регулирует деятельность всех институтов банковской системы, осуществляет эмиссию банкнот и официально проводит денежно-кредитную политику, составляющую значительную часть государственного регулирования экономики.

Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях капитализма чёткое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. Эмиссию банкнот мог осуществлять любой банк, располагающий золотым запасом, поскольку основой денежной системы стран в то время был золотой стандарт. В процессе развития кредитной системы эмиссия денег сконцентрировалась у немногих крупных банков, пользовавшихся всеобщим доверием, что обеспечило широкое использование банкнот в платёжном обороте.

По мере ослабления жёсткой зависимости эмиссии банкнот от золотого запаса возникла настоятельная необходимость контроля за выпускаемой в обращение денежной массой.

Между тем децентрализованная эмиссия банкнот не поддавалась контролю и регулированию со стороны государства. Это зачастую способствовало злоупотреблению банками правом банкнотной эмиссии. В целях получения максимальной прибыли они выпускали банкноты в таких размерах, что при повышенном предъявлении их для размена на золото неизбежно терпели банкротство.

Этот процесс привел к монопольному закреплению права выпуска банкнот за одним банком. Первоначально такой банк назывался национальным, или эмиссионным, а в дальнейшем — центральным, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

Прообраз центрального банка появился в Англии в 1694 г. Король Вильгельм III после того, как лондонские банкиры отказались предоставить ему очередной кредит, учредил Банк Англии, получив таким образом доступ к неограниченному кредитованию. По той же причине в 1800 г. Наполеон учредил Банк Франции. Однако эти банки получили исключительные права (в т.ч. на монопольную эмиссию банкнот) значительно позже — в середине XIX в., а до этого были вынуждены конкурировать с другими банками и даже нередко оказывались на грани банкротства.

Центральные банки получили повсеместное распространение в конце XIX–начале XX в. На международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе в 1920 г. было отмечено, что «… в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать».

Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов. В отдельных случаях законом предоставлялось преимущественное право банкнотной эмиссии крупнейшему коммерческому банку страны, в результате чего он постепенно превращался в центральный эмиссионный банк. Но, как правило, закон предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации.

По форме образования капитала центральные банки бывают: а) государственные, со 100%-ным участием государства в формировании капитала банка; б) акционерные (с участием либо без участия государства).

Но независимо от формы образования капитала, во-первых, между центральным банком и государством всегда наблюдается тесная связь, а, во-вторых, влияние государства на деятельность центрального банка так или иначе ограничено.

Форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти условно может быть представлена в виде двух моделей:

- центральный банк выступает агентом Министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

- центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не существуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определённой степени его независимости.

Зависимость центрального банка от государства заключается главным образом в том, что в любой стране он подотчётен какому-либо государственному органу власти. В США, России, Швеции, Нидерландах, Германии центральные банки подотчётны парламенту, в Великобритании и Италии — казначейству, в ряде других стран — министерству финансов.

Степень зависимости центральных банков от этих государственных органов в разных странах различна. В Великобритании, Японии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Италии государственные органы, которым подотчётны центральные банки, по законодательству имеют право непосредственно вмешиваться в их деятельность, отменять принятые им решения и составлять разного рода инструкции. Однако в Германии, США, Швеции эта зависимость выражена в меньшей степени. В этих странах взаимодействие государственных органов с центральными банками осуществляется на основе взаимных советов.

Зависимость центральных банков от государства выражается также в том, что главу центрального банка назначает либо монарх, либо президент, либо правительство.

Определённая зависимость центрального банка от государства необходима и неизбежна. Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком, является значительной составляющей общей экономической политики, проводимой в стране, поэтому она должна быть согласована с макроэкономическим курсом правительства. Кроме того, центральный банк является кассиром, кредитором и финансовым консультантом правительства, следовательно, оно всегда нуждается в его надёжности.

Но в то же время центральный банк должен иметь и определённую степень свободы, поскольку правительство в ходе решения своих краткосрочных задач может быть заинтересовано в таких действиях центрального банка, которые могут дестабилизировать денежное обращение в стране и в перспективе привести к нежелательным макроэкономическим последствиям.

Отсюда следует, что центральному банку желательно иметь возможность самостоятельно определять необходимый объём денежной массы в стране и приоритеты денежно-кредитной политики, даже если это идёт вразрез с интересами правительства.

Основу той или иной степени независимости центрального банка от государства закладывает его юридическая самостоятельность, отличительный признак которой — обособленность имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделён правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством, т. е. в любой стране имущество центрального банка (при любой форме собственности на капитал) обособленно от имущества государства. Иначе говоря, финансы государства и финансы центрального банка чётко разграничены.

Независимость центрального банка от правительства подразумевает две её формы: а) политическую; б) экономическую.

Политическая независимость — это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении ориентиров денежной массы. Экономическая независимость — самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются: а) определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента); б) одобрение принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента).

Условиями экономической независимости являются: а) центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов; б) центральный банк не обязан оказывать правительству предпочтение в предоставлении кредитов; в) применение центральным банком экономических (косвенных) методов контроля и регулирования, что предполагает невмешательство правительства в принятие решений банком и, соответственно, не ущемляет его автономию.

Независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

- независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать покупательскую способность национальной денежной единицы, уровень цен и инфляции, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;

- личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;

- юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка.

Чем сложнее внести изменения в устав, тем надёжнее обеспечивается независимость центрального банка;

- взаимоотношения с государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями центрального банка и государственных органов власти повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им его главной цели — обеспечения стабильности денежной единицы. Выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчётность центрального банка о своей деятельности.

Главными задачами, поставленными перед центральным банком, являются:

- обеспечение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы;

- сглаживание колебаний курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам;

- организация бесперебойности денежных расчётов и платежей в стране.

Для решения поставленных задач центральный банк в любой стране наделён полномочиями по выполнению следующих функций:

- монопольной эмиссии банкнот;

- банкира правительства;

- банка банков;

- денежно-кредитного регулирования экономики;

- надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Функция монопольной эмиссии банкнот. За центральным банком законодательно закреплена эмиссионная монополия банкнот, общенациональных кредитных денег. Планируя, организуя и контролируя эмиссию банкнот, центральный банк обеспечивает: а) удовлетворение потребности экономики в наличных деньгах; б) ликвидность банков; в) необходимый объём совокупной денежной массы.

Эмиссия банкнот является основным источником финансовых ресурсов центрального банка. Вновь выпущенные деньги принадлежат центральному банку, а не государству и могут быть предоставлены правительству только в кредит.

Эмиссия современных банкнот практически полностью фидуциарна, т.е. не обеспечена золотом. Официальное золотое содержание национальных денежных единиц отменено. Современный механизм эмиссии банкнот основан: а) на кредитовании коммерческих банков; б) покупке государственных ценных бумаг; в) прямом кредитовании правительства; г) покупке иностранной валюты; д) покупке драгоценных металлов.

Функция монополии эмиссии банкнот тем важнее, чем выше доля наличного обращения в стране.

Функция банкира правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром, кредитором и финансовым агентом.

Как кассир правительства центральный банк открывает и обслуживает счета правительственных ведомств, а также в большинстве стран осуществляет кассовое исполнение бюджета, т. е. организует приём, хранение и выдачу бюджетных средств, ведёт их учёт и отчётность об их поступлении и использовании.

Кроме того, центральный банк является хранителем золотовалютных резервов страны, которые в настоящее время во всех странах — членах МВФ включают в себя следующие компоненты: а) иностранную валюту — 75,3%; б) золотой запас — 19,9%; в) СДР — 1,7%; г) резервную позицию в МВФ — 3,1 %.

Золотовалютные резервы представляют собой резервный актив страны, который может быть использован для погашения внешней задолженности, осуществления других международных расчётов и поддержания курса национальной валюты.

Основную часть золотовалютных резервов составляет иностранная валюта, причём более половины её в составе совокупных золотовалютных резервов стран — членов МВФ приходится на одну валюту — доллар США. Центральный банк обычно размещает значительную часть иностранной валюты, являющейся резервом страны, в высоколиквидные ценные бумаги, обращающиеся на международных фондовых биржах и счетах ведущих в мире банков. Золото выполняет роль высоколиквидного актива, который без труда можно реализовать за необходимую валюту. Обычно центральные банки практикуют с золотом операции «своп» — его продажу за иностранную валюту при одновременном заключении контракта об обратном выкупе через определённый срок.

Незначительная доля в составе золотовалютных резервов приходится на СДР и резервную позицию в МВФ.

Резервная позиция в МВФ это лимит, в пределах которого страна беспрепятственно может получить от фонда необходимую иностранную валюту. Величина этого лимита соответствует 25% суммы, внесённой страной в уставный капитал МВФ.

Как кредитор правительства центральный банк осуществляет его кредитование путем предоставления прямых кредитов, но в основном путём покупки государственных долговых бумаг.

Как финансовый агент правительства центральный банк осуществляет управление государственным долгом, т.е. размещает невыкупленные им самим государственные ценные бумаги среди других держателей, регулирует их доходность и организовывает погашение.

Функция банка банков вытекает из того, что центральный банк не занимается обслуживанием предприятий и населения; его клиентами являются коммерческие банки. Как банк банков, он:

- хранит свободные денежные средства коммерческих банков;

- открывает коммерческим банкам корреспондентские счета для осуществления межбанковских расчётов;

- содействует бесперебойности межбанковских расчётов, в т. ч. путём создания клиринговых палат;

- привлекает временно свободные денежные средства коммерческих банков в депозиты;

- занимается кредитованием (или рефинансированием) коммерческих банков, т.е. является кредитором последней инстанции;

- является хранителем обязательных минимальных резервов коммерческих банков.

Функция проводника денежно-кредитной и валютной политики. Разрабатывая денежно-кредитную политику центральный банк:

- создаёт и обрабатывает статистическую базу данных по объёму и структуре денежной массы в обращении, объёму кредитов, сбережений и накоплений;

- исследует проблемы экономики и денежно-кредитной сферы;

- определяет направления денежно-кредитной политики и осуществляет выбор её основных инструментов.

Основными инструментами центрального банка при проведении денежно-кредитной политики являются:

- таргетирование;

- регулирование нормы обязательных резервов;

- изменение официальной учётной ставки и ставки рефинансирования;

- операции на открытом рынке.

Выполняя функцию проводника государственной валютной политики, центральный банк предпринимает следующие действия:

- определяет режим валютного курса и осуществляет его регулирование;

- устанавливает валютные ограничения и проводит контроль за их соблюдением;

- управляет официальными золотовалютными резервами страны;

- организовывает международные расчёты страны и регулирует платёжный

баланс;

- сотрудничает с центральными банками других стран и представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.

Центральный банк поддерживает стабильность валютного курса с помощью валютных интервенций, а также с помощью практически всех инструментов денежно-кредитной политики, поскольку они в той или иной степени воздействуют на объём денежной массы в обращении, а следовательно, и на спрос на все товары, включая иностранную валюту.

В целом же валютная политика центрального банка в основном направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты для обеспечения стабильности цен.

Во многих странах не делают различий между денежно-кредитной и валютной политикой и для их обозначения используют один и тот же термин «монетарная политика».

Функция надзора за кредитными организациями и регулирование их деятельности. Выполняя данную функцию центральный банк пытается:

- обеспечить стабильное функционирование кредитных организаций;

- предотвратить появление и развитие нежелательных направлений в их деятельности;

- защитить вкладчиков от возможных потерь.

Для решения данных задач центральный банк осуществляет:

- создание нормативно-правовой базы функционирования коммерческих банков и небанковских кредитных организаций;

- выдачу и отзыв лицензий на осуществление кредитными институтами соответствующих операций;

- установление экономических нормативов с целью обеспечения необходимого уровня ликвидности и снижения возможных рисков;

- надзор за деятельностью кредитных организаций путём регулярного проведения ревизий и анализа предоставляемой ими отчётности по установленной форме.

Выполняя эти мероприятия, центральные банки во всех странах руководствуются принципами, рекомендованными Базельским международным комитетом по вопросам банковского надзора и регулирования, образованным в 1975 г. председателями центральных банков экономически развитых стран.

В некоторых странах функцию банковского регулирования и надзора совместно с центральным банком осуществляют другие государственные органы: во Франции — Комитет по регулированию банков, в Швейцарии — Федеральная банковская комиссия, в Италии — Межведомственный комитет по кредитам и сбережениям, в Японии — Бюро банков при Министерстве финансов.

11.2. Операции центрального банка

Центральный банк выполняет свои функции посредством проведения операций. Структура и объём проводимых центральным банком операций определяются целями и задачами денежно-кредитной политики и отражаются в его балансе.

Баланс центрального банка состоит из двух частей — пассивов и активов. В пассивной части баланса отражаются обязательства банка, т.е. источники формирования его ресурсов. В активной части — его требования, характеризующие состав, размещение и использование находящихся в распоряжении банка ресурсов.

Банкноты. Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. Необходимость эмиссии обусловлена расширенным воспроизводством и реализацией вновь созданного продукта, требующего новых платёжных средств.

Данная позиция балансового отчёта показывает общее количество банкнот, выпущенных центральным банком по номинальной стоимости. Каждый центральный банк хранит в своих фондах большое количество банкнот, готовых к использованию. Пока банкноты не выпущены в обращение, они не рассматриваются как пассивы и не имеют никакого значения для экономической системы.

Способность выпускать банкноты как собственные пассивы является одной из наиболее существенных характеристик центрального банка.

Вклады. Источником ресурсов центральных банков служат вклады кредитных организаций. Часть этих вкладов представлена счетами, открытие которых связано с выполнением расчётных операций. Значительную часть этих вкладов составляют обязательные резервы, которые кредитные организации обязаны хранить в центральном банке. На основании специальных соглашений с центральным банком о проведении депозитных операций банки-резиденты могут хранить средства на депозитных счетах в течение срока депозитных договоров.

Отдельной строкой в балансе проходят обязательства центрального банка по отношению к государственным органам страны.

Прочие депозиты включают в себя остатки по счетам различных фондов, находящихся под контролем государственных органов и денежные средства банков-нерезидентов.

Частные фирмы и организации, частные лица не имеют права размещать средства в центральном банке.

Капитал. Как и любой банк, центральные банки формируют уставный капитал, размер которого закреплён в законе о центральном банке и может быть изменён лишь посредством внесения поправок в действующее законодательство. Каждый центральный банк в обязательном порядке формирует резервные фонды различного назначения. Обычно центральные банки создают резервные фонды, резервные фонды курсовой разницы валют, социальные фонды и др.

Прочие пассивы. По данной позиции баланса проходят кредиты, полученные от МВФ; провизии, созданные центральным банком на возможные потери по его операциям; доходы будущих периодов по кредитным операциям; доходы будущих периодов по государственным ценным бумагам.

Активные операции центральных банков отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, отражая специфику их деятельности. Набор и структура активных операций центральных банков по странам может различаться, однако можно выделить ряд операций, характерных для большинства государств.

Золото. Как правило, первой позицией активов баланса центрального банка является «Золото», в которой отражён запас монетарного золота страны. Удельный вес золота в активах баланса центрального банка разных стран может существенно отличаться. Это обусловливается, во-первых, наличием крупных валютных резервов, во-вторых, ориентацией на внутреннее финансирование. Часть золотого запаса хранится в банках, расположенных в международных финансовых центрах, например Нью-Йорке, Лондоне. В целях получения доходов центральные банки осуществляют операции по купле-продаже золота. При этом объёмы покупок и продаж золота определяются непосредственно центральным банком.

Валютные резервы. Второй позицией активов центральных банков являются «Валютные резервы». Официальные валютные резервы размещаются в центральном банке и пополняются посредством операций по управлению ими. Валютные счета в активе баланса ведутся в национальной валюте.

Официальные валютные резервы предназначаются для осуществления международных расчётов, а также проведения валютных интервенций в целях регулирования курса национальной денежной единицы.

При размещении валютных резервов центральный банк использует следующие формы: а) государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; б) депозиты, размещённые в банках за границей. Наиболее привлекательными и широко используемыми для размещения валютных резервов являются долговые обязательства казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Бельгии и Нидерландов.

Помимо ценных бумаг центральные банки размещают официальные валютные резервы в депозиты на международном межбанковском рынке. В отличие от государственных ценных бумаг срочные депозиты представляют собой необеспеченный вид размещения валютных резервов. Поэтому центральные банки устанавливают лимиты размещения депозитов по странам и по каждому банку-контрагенту.

Кредиты и депозиты. Одной из основных целей центрального банка является поддержание устойчивого функционирования банковской системы. Для реализации данной цели он должен создать и обеспечить банковской системе необходимые механизмы и условия для получения кредитов. В основном центральный банк предоставляет ссуды по следующим причинам:

- удовлетворяются потребности банков в резервах ликвидности;

- для финансового оздоровления.

Для поддержания банковской ликвидности центральный банк может размещать депозиты в отдельных банках-резидентах.

Центральный банк может предоставлять прямые кредиты правительству для осуществления неотложных платежей, выполняя функцию банкира правительства.

Ценные бумаги. Одной из наиболее важных позиций активов центрального банка являются ценные бумаги правительства. Со стороны центрального банка — это основной инструмент денежно-кредитной политики. С другой стороны, покупка центральным банком государственных ценных бумаг в большинстве стран служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита.

В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг (как правило, не имеющих рыночных котировок). Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансовые институты, предприятия и население.

Кроме того, в портфеле ценных бумаг центрального банка могут быть ценные бумаги банков, в отношении которых банк принял на себя обязательство по поддержанию их устойчивости и ликвидности.

Прочие активы. Позиция «Основные средства» включает в себя стоимость зданий и сооружений центрального банка и некоторые другие активы, как например, требования по получению процентов, другие счета дебиторов.

11.3. Цели деятельности и основные функции Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчётный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банк России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Конституция РФ (ст.75) установила особый конституционно-правовой статус Центрального банка РФ, определила его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются также Законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что банк выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, но при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы, осуществляются самим Банком России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчётен Государственной думе Федерального собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя Банка России и членов совета директоров Банка России. Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады председателя Банка России при представлении годового отчёта и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят:

- центральный аппарат;

- территориальные учреждения;

- расчётно-кассовые центры;

- полевые учреждения;

- учебные заведения;

- другие предприятия и организации.

Целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.

Функции и полномочия, предоставленные Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчётный центр банковской системы.

Являясь органом монетарной власти, Банк России осуществляет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

- принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Разработка и реализация денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. В части реализации этой политики закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России: установление процентных ставок по собственным операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютные интервенции, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций от своего имени.

Принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; определение лимитов операций на открытом рынке; условий и порядка предоставления кредитов входит в компетенцию совета директоров Банка России.

Банк России как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций выполняет следующие законодательно закреплённые за ним функции:

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- устанавливает правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы РФ.

В структуре Банка России для выполнения надзорных функций созданы Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления, Департамент банковского регулирования и надзора.

С позиций этапов деятельности кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить:

- на регулирование и контроль создания кредитных организаций;

- надзор за текущей деятельностью кредитных организаций;

- регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включают в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Регистрация и лицензирование призваны ограничить совершение банковских операций только теми экономическими субъектами, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др.

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций Банком России осуществляется в форме дистанционного документарного надзора и проведение инспекционных проверок на местах. Цель дистанционного надзора — выявление на ранней стадии проблем в деятельности кредитной организации и принятие мер для преодоления выявления негативных явлений. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчётности, представляемой кредитными организациями в Банк России.

Для подтверждения достоверности и полноты представляемой отчётности возникает необходимость проведения инспекционных проверок на местах.

При проверках на местах инспектора Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов, правомерность формирования доходов, адекватность системы внутреннего контроля, соблюдения кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

Реорганизация и ликвидация кредитных организаций может происходить как добровольно — по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков.

Банк России как расчётный центр банковской системы играет основную роль в организации и функционировании платёжной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов он выполняет следующие функции:

- устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

Центральный банк РФ как субъект платёжной системы предлагает коммерческим банкам услуги, аналогичные тем, которые они сами предлагают своим клиентам. Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций, его участие в платёжной системе снижает операционные риски всех экономических агентов.

Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах:

- Указание Банка России;

- Положение Банка России;

- Инструкция Банка России.

Операции Банка России отражаются в его балансе (Таблица 7).

Таблица 7 — Годовой баланс Банка России по состоянию на 01.01.2009 г. (в процентах)

АКТИВЫ Удельный вес
1. Драгоценные металлы 2,7
Продолжение таблицы 7  
2.Средства, размещённые у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов  
3. Кредиты и депозиты  
4. Ценные бумаги, из них: 4.1. Долговые обязательства Правительства Российской Федерации 2,7
5. Прочие активы, из них 5.1. основные средства 0,6
Всего активов  
ПАССИВЫ Удельный вес
1. Наличные деньги в обращении  
2. Средства на счетах в Банке России, из них: 2.1. Правительства Российской Федерации 2.2. кредитных организаций-резидентов  
3. Средства в расчётах 0,1
4. Выпущенные ценные бумаги 0,07
5. Прочие пассивы 6. Капитал, в том числе 6.1 уставный капитал 6.2 резервы и фонды 7. Прибыль отчётного года 1,9 11,3 0,1 99,9 0,63
Всего пассивов  

Драгоценные металлы отражаются по цене приобретения. Драгоценные металлы, размещённые в депозиты и на металлических счетах в кредитных организациях-нерезидентах включаются в состав категории «Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещённые у нерезидентов».

В позиции баланса «Средства размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов» отражаются:

- ценные бумаги иностранных эмитентов;

- средства, размещённые у нерезидентов по сделкам РЕПО;

- остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты, размещённые в банках-нерезидентах.

Ценные бумаги иностранных эмитентов представляют собой в основном долговые обязательства казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Австрии, Испании, Финляндии, Ирландии, Японии, долговые ценные бумаги внебюджетных фондов и федеральных агенств указанных государств и международных финансовых организаций, а также обеспеченные ценные бумаги кредитных институтов Германии.

В категории «Кредиты и депозиты» отражаются:

- кредиты и депозиты в банках-резидентах (в иностранной валюте);

- кредиты и депозиты в банках-резидентах (в рублях).

В рамках реализации установленных законодательством РФ мер по поддержке финансовой системы РФ Банком России проведены операции по предоставлению субординированных кредитов Сбербанку России, размещению депозитов во Внешэкономбанке в иностранной валюте и в рублях, размещению депозитов в отдельных кредитных организациях. Предоставлены кредиты и размещены депозиты в банках-резидентах, доля участия государства в уставных капиталах которых составляет более 50%.

По строке баланса «Ценные бумаги» отражаются:

- долговые обязательства Правительства Российской Федерации;

- акции кредитных и прочих организаций (участие Банка России);

- долговые обязательства прочих эмитентов Российской Федерации;

- векселя кредитных организаций, приобретенные Банком России.

В портфеле Банка России находятся облигации федерального займа со сроками погашения с 2010 г. по 2036 г., облигации внутренних и внешних облигационных валютных займов РФ с номиналом в долларах США, выпущенные Минфином и свободно обращающиеся на международном рынке, со сроком погашения с 2010 по 2030 год.

В целях обеспечения защиты интересов вкладчиков Банк России в 1998-2000 годах приобретал векселя банков у Сбербанка РФ, осуществлявшего выплаты принятых вкладов населения.

Вложения Банка России в уставные капиталы банков и прочих организаций представлены следующими:ОАО «Сбербанк России — 57,58%; ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» — 29,79%; ЗАО «Санкт-Петербурская Валютная биржа» — 8,90%; Банк международных расчётов, Базель — 0,59%; Общество международных межбанковских финансовых коммуникаций (S.W.I.F.T.), Бельгия — 0,006; Некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр», Москва — 49,00; Межгосударственный банк — 50,00.

Прочие активы. В позиции «Прочие активы» основной удельный вес занимают здания и оборудование. Кроме того, отражаются: незавершённое строительство; корреспондентские счета Банка России; требования Банка России по получению процентов по кредитам, предоставленным кредитным организациям; расчёты с поставщиками, подрядчиками и покупателями; расчёты с банками государств СНГ и стран Балтии; наличные деньги в кассах; прочие.

Пассив баланса Банка России представлен следующими позициями.

Наличные деньги в обращении. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Выпущенные в обращение банкноты и монета отражены в балансе по номинальной стоимости.

Средства на счетах в Банке России. По данной статье баланса отражаются:

- средства Правительства РФ. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

- средства кредитных организаций на корреспондентских счетах;

- обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России;

- депозиты кредитных и иных организаций, привлечённые Банком России;

- средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Средства в расчётах. Данная позиция включает остатки средств, связанные с завершением расчётных операций, остатки средств, образовавшиеся по операциям между учреждениями Банка России, связанным с перечислением платежей учреждений Банка России и обслуживаемых ими клиентов.

В позиции «Выпущенные ценные бумаги» отражается номинальная стоимость выпущенных Банком России облигаций, уменьшенная на сумму дисконта (разница между номинальной стоимостью и ценой размещения или продажи).

Прочие пассивы. По данной статье отражаются:

- обязательства по уплате процентов. Отражаются суммы начисленных процентов по средствам Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, размещённых на счетах в Банке России;

- средства для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России. Банк России имеет право создавать пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России. Банк России реализует схему пенсионного обеспечения с установленными выплатами, регламентируемыми нормативными актами Банка России;

- прочие. Отражены средства, депонированные кредитными организациями для получения денежной наличности.

Капитал. По данной статье отражаются:

- уставный капитал. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб.

Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения, созданных для обеспечения выполнения функций Банка России.

- резервный фонд. Формируется в соответствии с Положением Банка России о Резервном фонде Банка России, предназначен для обеспечения стабильной деятельности Банка России;

- социальный фонд. Формируется в соответствии с Положением Банка России о Социальном фонде Центрального банка Российской Федерации, предназначен для обеспечения социальных нужд служащих Банка России, пенсионеров, состоящих на учёте в Банке России.

На показатели баланса Банка России и его финансовое положение влияют:

- действия по снижению инфляции;

- действия по поддержке растущей экономической динамики;

- действия по обеспечению стабильности в валютно-финансовой сфере с учётом изменяющихся внешних и внутренних экономических условий;

- действия по повышению качества работы платёжно-расчётной сети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: