Объективность оценки знаний и степени сформированности профессиональной компетентности обучающихся, прозрачность и адекватность инструментов и механизмов их оценки

Для обеспечения объективности оценки знаний и степени форсированности профессиональной компетентности обучающихся, прозрачности и адекватности инструментов и механизмов их оценки в Университете разработаны критерии оценки знаний, прием экзаменов через тестирование, рецензирование дипломных проектов внешними учеными, специалистами в области, соответствующей их сфере исследований.

Для организации и проведения независимого и объективного итогового контроля знаний студентов был создан «Отдел контроля, надзора и мониторинга качества образовательной деятельности».

Информацию о действующей системе оценок в вузе обучающийся получает на первом курсе при проведении встреч с деканом, заведующим выпускающей кафедрой, куратором (эдвайзером). Основные положения оценки знаний представлены также в справочнике-путеводителе.

Объективность оценки знаний и степени сформированности профессиональной компетентности обучающихся достигается за счет:

— ознакомления обучающихся с применяемыми критериями оценки знаний и требованиями к изучению дисциплины в соответствии с силлабусом (рабочей учебной программой) дисциплины на первом занятии;

— доступности критериев оценки студентам (в силлабусах и УМКД, размещенных в электронной библиотеке);

— функционировании апелляционных комиссий.

Таблица 4 Критерии оценки знаний, умений и навыков на устном экзамене

Оценка Критерии оценки знаний, умений и навыков на устном экзамене
A Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.
А- Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последова­тельность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.
В+ Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя.
В Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.
В- Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью "наводящих вопросов.
С+ Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.
С Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
С- Дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
D+ Дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Студент затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы студент начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки преподавателя.
D Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
F Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины.

Кроме того, в целях повышения эффективности, объективности и качества всей образовательной технологии процессы обучения и контроля знаний обучающихся разделяются. Защита отчётов по практике принимается комиссией, назначенной заведующим кафедрой. Списки экзаменаторов и экзаменационные комиссии формируются заведующим кафедрой из числа преподавателей, имеющих квалификацию, соответствующую профилю данной учебной дисциплины, и, как правило, не проводивших учебные занятия в данной группе (потоке).

Информацию о действующей системе оценок в вузе обучающийся получает на первом курсе при проведении встреч с деканом, заведующим выпускающей кафедрой, куратором (эдвайзером). Основные положения оценки знаний представлены также в справочнике-путеводителе.

2.4.3 Соответствие процедур оценки уровня знаний обучающихся планируемым результатам обучения и целям программы

Процедуры оценки уровня знаний обучающихся соответствуют планируемым результатам обучения и целям программы. Объективность оценки знаний и степени сформированности профессиональной компетентности обучающихся, прозрачность и адекватность инструментов и механизмов их оценки производится в форме проверки знаний обучающихся по изучаемым дисциплинам в форме письменного, устного, комбинированного контроля и подразделяется на текущий, рубежный и итоговый контроль. Итоговая оценка по дисциплине включает оценки рейтинга допуска и итогового контроля. Оценка текущего контроля успеваемости (рейтинга допуска) составляет 60% от итоговой оценки знаний по дисциплине, и оценка экзамена составляет 40% от итоговой оценки знаний по дисциплине. Полученная положительная оценка по итоговому контролю (промежуточной аттестации) учебных достижений обучающегося служит основанием для зачета установленного количества кредитов по соответствующей дисциплине.Экзаменационная сессия проводится 2 раза в год по окончании учебных семестров. Продолжительность экзаменационной сессии — 3 недели. Полученная студентом положительная оценка по итоговому контролю учебных достижений служит основанием для зачета установленного количества кредитов по соответствующей дисциплине. При неудовлетворительной оценке по итоговому контролю или неявке на экзамен по неуважительной причине, студенту не засчитываются кредиты по соответствующей дисциплине.

Экзаменационные сессии проводятся согласно утвержденному графику учебного процесса и академическому календарю. Приём текущего промежуточного и итогового контроля знаний студентов осуществляется по заранее составленному и доведённому до студента и членам комиссий расписанию. Студенты допускаются к сдаче экзаменов после выполнения ими всех предусмотренных учебным планом заданий. Экзаменационные билеты, тестовые задания рассматриваются на заседаниях кафедры, утверждаются заведующим кафедрой и полностью охватывают содержание рабочих учебных программ дисциплин.

В университете с введением кредитной технологии обучения была введена в эксплуатацию автоматизированная система по организации учебного процесса «Интранет» или портал СДУ. Portal SDU (https://portal.sdu) является внутренней автоматизированной информационной системой, подключиться к которой осуществляется локальной сети университета. Порталом могут воспользоваться ППС, студенты, а также сотрудники университета. Интерфейс пользователя создан на платформе ASPRunner, в качестве базы данных используется программа MSSQL. На портале можно найти следующие разделы: системный администратор, сотрудник, офис регистратор, преподаватель, студент, куратор, родители, менеджер.

В разделе «системный администратор» имеются ссылки на все страницы, связанные деятельностью университета, в том числе сведения обо всех оценках студентов. Панель «офис регистратор»позволяет хранить данные обо всех учебных операциях, имеется функция выдачи транскрипта, отображения оценок рубежных контролей, выбранные предметы студентами.

Панель «преподаватель» дает возможность преподавателям вуза вводить оценки студентов в специальной графе «semestercourses» (курсы семестра).

На студенческом портале студенты регистрируют предметы в установленное время и имеют доступ к результатам своей имеется графа «оценки», где студенты могут увидеть свои оценки.

Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся в Университете оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной систем (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D», неудовлетворительно» «F») с соответствующим цифровым эквивалентом по 4-хбалльной шкале.

Также имеется графа «История обучения», где можно увидеть выбранные предметы а также оценки за предыдущие годы. Постоянно отражается время регистрации. В конце года студент, набравший средний балл GPA не ниже чем 1,67 баллов автоматически переводится на следующий курс. Студенты, оставшиеся на повторное обучение, автоматически выделяются в системе. Данный модуль предназначен для контроля за успеваемостью студентов университета и полностью контролируется «Отделом контроля, надзора и мониторинга качества образовательной деятельности».

Специалисты отдела могут просматривать оценки за рейтинги, экзаменационные оценки, оценки за государственную аттестацию, экзаменационно-рейтинговые ведомости в целях проведения качественного и количественного анализа оценивания студентов. Портал постоянно дорабатывается в соответствии с необходимостью учебного процесса. В целом, PortalSDU является частью проекта SmartCampus.

Для рассмотрения жалоб обучающихся по оценке их знаний в период экзаменационных сессий, итоговой аттестации, вступительных экзаменов приказом ректора создаются апелляционные комиссии. Процедура апелляции достаточно прозрачна, заявления на апелляцию поступают в день проведения экзамена, далее они сортируются по причинам – по техническим причинам, по некорректным вопросам, по вине студента и т.д. Комиссия (как правило, из трех преподавателей) в день поступления заявления рассматривает их, отправляет в соответствующие инстанции, составляет акт по причине апелляции и принимает решение по каждому вопросу на следующий за экзаменом день. В конце сессии или итоговой аттестации составляется отчет о проделанной работе апелляционной комиссии и выносится решение. Для ликвидации академической задолженности и разницы в учебных планах, повторного освоения дисциплин, изучения дополнительных курсов введен летний семестр. Кроме эдвайзеров индивидуальную помощь и консультирование обучающихся по вопросам оценки результатов оказывают преподаватели. График консультаций преподавателей вывешивается на информационных стендах кафедр.

Ввод баллов обучающихся за выполненные задания в базу данных Электронного портала еженедельно осуществляется ППС. Обучающийся имеет право подать заявление на апелляцию результатов текущего контроля, в случае необъективного или предвзятого отношения преподавателя к обучающемуся.

Основными формами проведения промежуточной аттестации являются: компьютерное и бумажное тестирование, письменная работа, устный экзамен, творческий экзамен.

Экзаменационные материалы предоставляются обучающимся за 2 месяца до сессии. Экзаменационные вопросы проходят оценку на двух этапах: при рецензировании и утверждении УМКД, и при утверждении экзаменационных билетов.

Для ликвидации академической задолженности обучающийся должен вновь посетить все виды учебных занятий, предусмотренные рабочим учебным планом по данной дисциплине, выполнить курсовую работу/проект и получить допуск к экзаменационному контролю в течение дополнительного семестра на платной основе. Порядок прохождения летней экзаменационной сессии осуществляется в соответствии с «Положением об организации дополнительного семестра».

Результаты промежуточной аттестаций обучающихся представлены в таблице5

Для проведения итоговой аттестации создается государственная аттестационная комиссия (ГАК) по каждой специальности для всех форм обучения. Председателями государственной аттестационной комиссии являются ученые из вузов республики, руководители, ведущие специалисты предприятий.

Тематика дипломных проектов и работ ежегодно пересматривается и утверждается на заседаниях кафедр. В таблице 6 представлены темы дипломных работ за три года.

Таблица 5Информация о результатах промежуточной информации

  Абсолютная средняя успеваемость
2012-2013 уч.г. 2013-2014 уч.г.
1 семестр 2 семестр 1 семестр 2 семестр
5B010900 — Математика
1 курс 91,3 85,175 74,1 69,81
2 курс     70,44 67,27
3 курс 74,24 92,53 62,84 62,29
4 курс 71,8 62,8 76,46 81,74

Таблица6 Список темы дипломных работ за три года

Ф.И.О. студента Руководитель Темы дипломных работ
2011-2012 уч.г.
  Сарин Азамат Туленбаев К.М. Solvingtheoddperfectnumber and even perfect numbers
  Таласбеков Бекболат Туленбаев К.М. Mathematical models of risk management
  Бигалиев Ерлан Джумадильдаев А.С. Lie elements in the Associative algebra and Lie algebra as Sn-module
  Ахметжанов Айдос Вербовский В.В. Quantifier elimination for some ordered grups
2012-2013 уч.г.
  Султанали Сейдахмет Туленбаев К.М. Математическая модель кредитного скоринга в банковском секторе
  Нурганат Маулшары Туленбаев К.М. Оценка валютных рисков в деятельности коммерческого сектора
  Бекбауов Дархан Туленбаев К.М. Метрическая оценка качество програмного обеспечения
  Самаликова Мадина Туленбаев К.М. Теорема Гильберта о базисе для алгебр Новикова
  Шоланбаева Айнаш Туленбаев К.М. Свойства нильпотентных алгебр
  Сатбаев Сындар Туленбаев К.М. Алгоритм Бухбергера для алгебры Новикова
  Айдарқызы Балым Туленбаев К.М. Прогнозирование мирового рынка телекоммуникационных услуг с помощью нейросетей
  Баймуханов Самат Туленбаев К.М. Оценка параметров автомобильного рынка и рынка аренды коммерческой недвижимости
  Байтенов Алмат Исмаилов Н. Костка числа
  Батырбеков Ерсултан Исмаилов Н. Коэффициент Литтлвуд-Ричердсона
  Жетибаева Айгерим Сарсенгелдин М Меодика подготовки учащихся средней школы для поступления ВУЗ
  Замбарная Татьяна Байжанов Б.С. Малые упорядоченные теории с максимальным числом счётных неизоморфных моделей.
  Имашев Инаят Исмаилов Н. Шура полиномы
  Кашкинбаева Балнур Сарсенгелдин М Система подготовки к ЕНТ учеников средней школы.
  Манап Толганай Сарсенгелдин М Система обучения математики в казахско-турецких лицеях
  Омар Назерке Джумадильдаев А.С. Представления симметрических групп
  Орынбасар Әлібек Исмаилов Н. Кличко идемпотент
  Тазабекова Наргиза Байжанов Б.С. Эренфойтовы теории, властный тип, отношение полуизоляции и квазиокресность. Раскраска структур и полуизоляция.
  Таманова Арайлым Байжанов Б.С. Счетные модели мало о-минимал теории
2013-2014 уч.г.
  Базатбеков Бек Туленбаев К.М. Математическое прогнозирование обрабатывающей промышленности РК
  Байбатыров Алмас Туленбаев К.М. Математическая модель металлургического сектора экономики Казахстана.
  Болшабек Мақпал Туленбаев К.М. Методы оценки сейсмических рисков для зданий и сооружений
  Дуйсенгали Асель Байжанов Бектур Сембиевич Синтаксическая характеризация класса полных теорий с конечным числом счетных моделей
  Зунин Бибіайша Туленбаев К.М. Математическая модель химической отрасли экономики РК
  Кенжалина Дана Байжанов Бектур Сембиевич Типовая редуцированность, властные типы и свойство строгого порядка
  Нарбек Оразбек Сарсенгельдин Мерей Решение уранении теплопроводности в областях с подвижными границами методом интегральной функции ошибок (в полинимиальном виде)
  Садық Асқар Дженалиев Мувашерхан Танабаевич Оценка валютных рисков в деятельности коммерческого сектора
  Саулебаева Тана Байжанов Бектур Сембиевич Алгебры распределения бинарных формул

Государственные экзамены (по фундаментальным профилирующим дисциплинам или специальности) проводятся в следующих формах: устно, письменно, тестирование (комплексное тестирование) в объеме их учебных программ. Государственный экзамен по специальности проводится по программе, разработанной кафедрами, дисциплины которых включены в данный экзамен, на основе силлабусов (рабочих учебных программ). Программа государственного экзамена по специальности утверждается решением совета факультета/института.

Программа госэкзамена по специальностивключает в себя такие разделы, как методика преподавания математики и математические дисциплины, такие как математический анализ, линейная алгебра и теория чисел, алгебра, аналитическая и дифференциальная геометрия, основания геометрии, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика и математическая логика, функциональный анализ, теория функций действительного и комплексного переменного, обыкновенные дифференциальные уравнения и дифференциальные уравнения в частных производных, численные методы.

Методические рекомендации по подготовке к экзаменам, которыми руководствуются студенты, включают список необходимой литературы и проведение обзорных лекций. Кроме того, студенты могут прийти в часы приема преподавателей и задать им интересующие их вопросы.

Рецензирование выпускных работ осуществляется только внешними специалистами из сторонних организаций, квалификация которых соответствует профилю защищаемой работы или диссертации. Рецензенты выпускных работ утверждаются приказом ректора общим списком по представлению заведующего кафедрой с указанием места работы и занимаемой должности за месяц до работы ГАК.Рецензентами дипломных работ являлись ведущие специалисты в области математики и методики преподавания математики: профессор МУИТ, член-корреспондент НАН РК, доктор филикл-математических наук Б.Ш. Кулпешов, доцент КБТУ, кандидат физико-математических наук В.Д. Тэн, доцент КазНУ имени аль-Фараби, кандидат физико-математических наук А.Т. Нуртазин, кандидат педагогических наук М.Т. Искакова, и.о. заведующего кафедрой Информационных систем КазНУ имени аль-Фараби, доктор философии в области математики Т.И. Бакибаев, кандидат физико-математических наук, доцент А.К. Каримов, и другие.

По результатам итоговой аттестации выставляются оценки по балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся. При этом принимается во внимание уровень теоретической, научной и практической подготовки обучающегося, а также отзывы научного руководителя и рецензента.

Решения об оценках итоговой аттестации, а также присуждении академической степени и выдаче диплома государственного образца (без отличия, с отличием) принимаются ГАК на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании.

Таблица 7 Результаты ГАК по ОП «Математика»

Уровень бакалавр / магистратура / докторантура

2010–2011 2011–2012 2012–2013 2013–2014
Всего допущенных к ГАК Доля успешно сдавших, % Ср. балл ГАК Всего допущенных к ГАК Доля успешно сдавших, % Ср. балл ГАК Всего допущенных к ГАК Доля успешно сдавших, % Ср. балл ГАК Всего допущенных к ГАК Доля успешно сдавших, % Ср. балл ГАК
Бакалавриат Форма: Очная  
                       
Магистратура Форма: Очная  
                       
Докторантура Форма: Очная  
     
                         

Повторная сдача государственного экзамена и защита выпускной работы с целью повышения положительной оценки не допускается. Пересдача государственных экзаменов и/или повторная защита выпускной работы лицам, получившим оценку «неудовлетворительно», в данный период итоговой аттестации не разрешается. ГАК устанавливает, представить обучающемуся на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же разработать новую тему, определяемую выпускающей кафедрой, что отражается в протоколе. Повторная итоговая аттестация обучающегося проводится в следующий период итоговой аттестации только по тем ее формам, по которым в предыдущую итоговую аттестацию получена неудовлетворительная оценка. При этом перечень дисциплин, выносимых на государственные экзамены, для лиц, которые не сдали эти экзамены, определяется учебным планом, действующим в год окончания обучавшимся теоретического курса.

По окончании работы ГАК ее председатель составляет отчет, который содержит анализ результатов защиты дипломных работ и предложения по улучшению качества подготовки специалистов, в отчетах приводится качественный и количественный анализ выпускников. Протоколы заседаний государственных аттестационных комиссий, отзывы руководителей и рецензии, дипломные работы/проекты хранятся в архиве университета. Итоги работы государственных аттестационных комиссий ежегодно обсуждаются на заседаниях выпускающих кафедр, советах факультетов, ректората и представляются в МОН РК.

Результаты итоговой аттестации представлены в таблице7.

2.4.4 Диагностика знаний обучающихся в начале обучения по курсу и изучения учебных дисциплин

При реализации ОП индивидуальные особенности обучающихся учитываются посредством опроса обучающихся. Как описано в стандарте «Обучающиеся» студенты принимают активное участие в различных студенческих клубах, в олимпиадах, в студенческих научных конференциях, в дебатах.

Организация мониторинга, внутреннего контроля качества обучения и знаний обучающихся осуществляется посредством текущего, промежуточного и итогового контролей.

Обсуждение результатов диагностики знаний обучающихся происходит на заседаниях кафедры. По результатам оценки знаний обучающихся выносятся решения на какие темы сделать упор в той или иной дисциплине, достаточно ли этих мер или необходимо ввести дополнительную элективную дисциплину. Так, например, было принято решение усиленно проработать тему раскрытия модуля в курсе «Элементарная математика», был введен элективный предмет «Общая топология». Кроме того, студенты информируются о том, что они могут участвовать в деятельности «Educationclub», где они могут получить дополнительные занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: