Механизм мониторинга удовлетворённости обучающихся деятельностью вуза в целом и отдельными услугами вчастности

В университете сложилась практика проведения социологических опросов студентов на предмет их удовлетворенности качеством обучения. По результатам опроса в 2013-2014 учебном году 70% студентов программы отметили высокую удовлетворенность условиями обучения, качеством преподавания, качеством результатов обучения.

В учебном году в рамках мониторинга проводилась анкета «Адаптированность студентов в университете». Мониторинг удовлетворенности обучающихся СДУ систематически проводится с 2011-2012 учебного года. Применяются методы интервью и опроса. В психологической адаптации студентов в вузе принято различать следующие виды:

— адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);

— адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств). Таблица 9показывает, что большинство обучающихся по специальности адаптированы к учебной группе и учебной деятельности. Однако показатели адаптированности к учебной группе превышает показатель адаптированности к учебной деятельности.

Таблица 11 Показатели адаптированности студентов СДУ

Факультет Адатированность к учебной группе Адатированность к учебной деятельности
Высокий показатель (%) Низкий показатель (%) Высокий показатель (%) Низкий показатель (%)
Инженерный факультет 93,7 % 6,3 % 71,1 % 29,9 %

В 2012-2013 учебном году приняв во внимание недочеты прошлогодней работы, в целях комплексного подхода к мониторингу была разработана новая анкета «Удовлетворенность студентов СДУ». За основу была взята анкета Университета Анкары. На базе данной работы было проведено пилотажное исследование, и адаптация анкеты. По результатам пилотажного исследования анкета была разделена на две части по 25 вопросов в каждой. Первая часть посвящена определению уровня удовлетворенности обучающихся качеством предоставляемых услуг, а вторая - определению уровня удовлетворенности обучающихся качеством предоставляемого образования в СДУ. Первая часть проводилась во время осеннего семестра, а вторая – на весеннем семестре. Анкетирование осуществлялось через систему интранет (SDU PORTAL), на двух языках (казахском и русском).Проблемные вопросы на факультетах, кафедрах. Обсуждались причины и возможные пути исправления ситуации.

Результаты по 1 части. Опрос проводился с 27.11.12 по 28.12.12 гг. В исследовании участвовало всего 516 человек (экономический факультет — 147, инженерный — 225, филологический — 125 и юридический — 20). Возраст респондентов 17–20 лет.

Уровень удовлетворенности определялся следующим образом:

1 балл – 2 балла: удовлетворенность студентов очень низкая

2 балл – 3 балла: удовлетворенность студентов низкая

3 балл – 4 балла: удовлетворенность студентов средняя

4 балл – 5 балла: удовлетворенность студентов высокая

I. На первом этапе обработки данных мы определяли общий показатель удовлетворенности. Таким образом, общий показатель удовлетворенности студентов СДУ был равен - 3,43 баллам. Т.е. общий уровень удовлетворенности студентов «средний».

Далее определялись степени общей удовлетворенности обучающихся. (Рисунок 2)

Рисунок 2 Соотношение уровня удовлетворенности студентов

II. На втором этапе, мы выводили среднее значение по каждому вопросу в анкете. Это проводилось для того чтобы определить «болезненные вопросы».

Показатели баллов по каждому вопросу показаны на Рисунке 3.

Рисунок 3 Показатели баллов по каждому вопросу

Как мы можем увидеть из вышеприведенного графика, самый низкий показатель по 10-вопросу «Цены на еду приемлемы», а самый высокий показатель по 18-вопросу.

III. На третьем этапе мы определяли показатели удовлетворенности по факультетам.

Показатели удовлетворённости по факультетам показаны на Рисунке 4

Рисунок 4 Показатели удовлетворенности по факультетам

По окончанию обработки данных был составлен отчет, и отправлен всем деканам, зам. деканам по воспитательной работе, проректору по воспитательной работе, генеральному секретарю. Вместе с тем отчет был предоставлен для ознакомления всем структурным подразделениям СДУ. Результаты данного анкетирования были вынесены на обсуждение Ученого Совета Университета имени Сулеймана Демиреля, а также на собраниях факультетов.

Результаты по 2 части. Опрос проводился с 20.04.13 по 23.05.13гг. В исследовании участвовало всего 477 человек (экономический факультет — 142, инженерный — 171, филологический — 115 и юридический — 49). Возраст респондентов 17–20 лет. Данное исследование проводилось через систему интранет SDU PORTAL. Особенность второй части анкеты удовлетворенности в том, что она направлена на выявление уровня удовлетворенности студентов именно качеством образования в вузе.

I. На первом этапе обработки данных мы определяли общий показатель удовлетворенности. Таким образом, общий показатель удовлетворенности студентов СДУ был равен —3,61 баллам.Т.е. общий уровеньудовлетворенности студентов «средний».

Далее определялись степени общей удовлетворенности обучающихся. (Рисунок 5)

Рисунок 5 Соотношение уровня удовлетворенности студентов

II. На втором этапе, мы выводили среднее значение по каждому вопросу в анкете. Это проводилось для того чтобы определить «болезненные вопросы».

Показатели баллов по каждому вопросу показаны на Рисунке 6.

Как мы можем увидеть из вышеприведенного графика, самый низкий показатель по 22-вопросу «За каждым студентом закреплен научный руководитель», а самый высокий показатель по 19-вопросу«В начале семестра студентам объясняются критерии оценки».

III. На третьем этапе мы определяли показатели удовлетворенности качеством образования по факультетам.

Показатели удовлеворенности по факультетам показаны на Рисунке 7.

По окончании обработки данных был составлен отчет, и отправлен всем деканам, зам деканам по учебной части, генеральному секретарю Али Кочаку. Результаты анкетирования были поставлены на обсуждение на факультетах, кафедрах. Обсуждались причины и возможные пути исправления проблемных вопросов.

Рисунок 6 Показатели баллов по каждому вопросу

Рисунок 7 Показатели удовлетворённости по факультетам

В 2013-2014 учебном году, в связи со сбоями работы системы интранет (СДУPORTAL) анкета «Удовлетворенность студентов СДУ. Часть 1.» была проведена в бумажном варианте, а «Часть 2» в электронном варианте на базе GoogleDocs[3]. Анкетирования проводились также на двух языках (казахском и русском). Информирование обучающихся и указание ссылки осуществлялось посредством размещения в социальной сети www.vk.com/sdukz.

Результаты по 1части. Опрос проводился с 27.11.12 по 28.12.12 гг. В исследовании участвовало всего 230 человек (экономический факультет – 64, инженерный – 84, филологический – 66 и юридический – 16). Возраст респондентов 17-20 лет.

Общий показатель удовлетворенности студентов СДУ был равен — 3,39 баллам (показатель за 2012-2013 учебный год —3,43балла).Т.е. общий уровень удовлетворенности студентов «средний».

Рисунок 8 Динамика развития за 2012-2013 и 2013-2014 учебные года

Процентный показатель удовлетворенности:

53 % — средний; (показатель за 2012-2013 учебный год – 55,4%)

27,4 % — низкий; (показатель за 2012-2013 учебный год – 21,3%)

17 % — высокий; (показатель за 2012-2013 учебный год – 21,1%)

2,6 % — очень низкий уровень. (показатель за 2012-2013 учебный год – 2,1%)

Показатели по вопросам были следующими, самый низкий показатель по 11-вопросу « Время ожидания в очереди за едой приемлемое » (2012-2013 учебном году был 10-вопрос), а самый высокий показатель по 3-вопросу«В университете имеются студенческие клубы соответствующие моим интересам и способностям» (2012-2013 учебном году был 18-вопрос).

Динамика развития за 2012-2013 и 2013-2014 учебные года (по вопросам). 1 часть показана на Рисунке 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: