double arrow

Управление выполнением складских операций


Общая совокупность выполняемых на складах предприятий операций делится на две составляющие:

1. технологическую - операции приёмки, хранения и отпуска материальных ресурсов;

2. управленческую – операции учета, контроля и анализа работы складов.

Приёмка материальных ресурсов на склад предполагает их количественную и качественную проверку. В большинстве случаев в приёмке совместно участвуют работники складов и специалисты тех подразделений, которым предстоит работать с принимаемыми ценностями ( например, в приемке оборудования принимают участие работники ОГМ, в приемке основных материалов для производства продукции – работники ОТК и т.д.). Поступающие на склады материальные ценности сопровождаются соответствующими документами (накладными, счёт-фактурами, спецификациями).

Хранение материальных ресурсов на складах предприятий осуществляется двумя основными способами: в штабелях или в специальных стеллажах. Выбор того или иного способа хранения определяется следующими основными факторами:

- тип хранимых материальных ценностей, их габариты и относительная стоимость;

- способ обеспечения производственных подразделений данным видом ресурсов;

- необходимость создания условий, обеспечивающих качественную и количественную сохранность хранимых ресурсов;

- обеспечение условий для удобного выполнения приемочных и отпускных операций;

- обеспечение условий для контроля и учета движения ресурсов соответствующего вида.

Отпуск материалов со складов цехам предприятия осуществляется в пределах установленного месячного лимита по соответствующим лимитным документам. Когда лимит полностью используется, дальнейший отпуск по лимитным картам прекращается и цеха потребители могут получать необходимые материалы лишь по индивидуальным письменным требованиям, утверждённым руководством предприятия.

Учёт материальных ресурсов на складах призван отражать наличие этих ресурсов, а так же динамику их движения (прихода и расхода). Выполнение такого учета может выполнятся двумя основными способами:

1. документированным

2. автоматизированным

Документированный учёт материалов обычно ведется в специализированных карточках складского учета, открываемых для каждого вида материалов. Втаких карточках отражаются установленные величины минимального, максимального и страхового запасов, текущие уровни запасов а также факты поступления и расходов материалов.

Автоматизированный учет материальных ресурсов осуществляется аналогичным образом, однако при его использовании оформление бумажных документов заменяется ведением электронных записей в специальных регистрах и базах данных.

Функция контроля складских запасов на промышленных предприятиях традиционно выполняется бухгалтерией. Выполнение контрольных операций сводится к наблюдению за динамикой остатков материалов на складе и взаимному сопоставлению трех базовых параметров:

1. данных учетных карточек о наличных объёмах запасов материальных ресурсов на складе;

2. данных приходных документов и лимитно-заборных карт цехов;

3. отчётных данных о результатах проводимых инвентаризаций складских запасов.

В ходе такого сопоставления проверяется правильность учета операций по движению материалов на складе, а также устанавливаются размеры и причины складских потерь.

Анализ работы складов обычно выполняется по двум направлениям:

1. оценка показателей эффективности работы склада;

2. анализ результатов контрольных операций.

Базовыми показателями, характеризующими эффективность работы складов, традиционно выступают:

- складской грузооборот – общий объем грузов, проходящий через склад за определенный промежуток времени;

- оборачиваемость складских запасов – показатель, характеризующий скорость движения складских запасов материальных ресурсов;

- коэффициенты использования складских площадей и кубатуры складских помещений;

- общие и удельные затраты, связанные с хранением материальных ресурсов на складе;

- величина складских потерь материальных ресурсов за установленный промежуток времени.


Сейчас читают про: