double arrow

Понятие и показатели качества продукции


Понятие и показатели качества продукции.Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством

Качество продукции (по международному стандарту ISO8402-86) - совокупность свойств и характеристик продукции (услуг), которые придают ей способность удовлетворять обуслов­ленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции тесно связано с потребительной стоимос­тью, ибо последняя характеризует способность вещи удовлетво­рять определенную потребность. Одна и та же потребительная сто­имость может в различной степени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.С понятием качества тесно связано понятие техническогоУровня продукции - относительной характеристики качества продукции ,основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции соответствующими базовыми показателями.

Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие тех-ские и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают- требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром. и выбор базового образца для сравнения является сложным решениемвопроса о приведении экспертного изделия в соответствиес показателями потребности предполагаемого потребителя. Необ­ходимо обеспечить максимальную близость классификационныхпоказателей образца и сравниваемого изделия.

Под обеспечением качества понимается совокупность плани­руемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет оп­ределенным требованиям к качеству.

Показатель качества продукции - это количественная оцен­ка одного или нескольких свойств продукции. Основные показате­ли качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий) и техничес­ких условиях (ТУ).

Современная наука и практика выработали систему количе­ственной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества.

Показатели назначения характеризуют приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения. Это мощность двигателя, скорость, производительность станка и т.д.

Надежность — способность изделия к безотказной работе в нормальных условиях эксплуатации.

Показатели надежности — безотказность, сохранность, ре­монтопригодность, долговечность изделия.

Ремонтопригодность - приспособленность изделия к техни­ческому обслуживанию и ремонту.

Долговечность - способность изделия сохранять свои свой­ства в заданных пределах определенное время.

Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации и по­треблении продукции; например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных веществ, излучений при хранении и эксплуатации продукции.

Эргономические показатели позволяют определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. Они отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, антропомет­рическим, физиологическим и психологическим свойствам челове­ка. К таким показателям можно отнести степень освещенности, мик­роклимат, шум, вибрации, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места.

Показатели технологичности — характеризуют эффектив­ность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

К ним относятся показатели блочности и агрегатное™ конст­рукций, удельной трудоемкости, материало- и энергоемкости и т.д.

Эстетические показатели характеризуют способность про­дукции к красоте. Они определяют такие свойства продукции, как рациональность формы, целостность композиции, информационную выразительность, красоту форм, оригинальность, соответствие сре­де.стилю, моде и т.п.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщен­ность продукции стандартными, унифицированными и оригиналь­ными составными частями, а также уровень унификации по срав­нению с другими изделиями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше; это важно как для изготовителя, так и для потребителя.

Стандартизация и сертификация продукции и системы

управления качеством

Сертификация в общем случае служит гарантией определенногоуровня качества, в которой заинтересованы обе стороны - про­ситель и покупатель.Производителю сертификация обеспечивает создание условий для деятельности на отечественном рынке и участия в междуна­родной торговле. Сертификат высокого качества выпускаемой про­дукции способствует укреплению позиции предприятия на рынке. Сертификация защищает потребителя от недобросовестного про­изводителя, одновременно содействуя ему в компетентном выборе продукции. Кроме того, сертификация обеспечивает контроль бе­зопасности продукции и подтверждение заявленных показателей качества, что также способствует укреплению доверия к произво­дителю, хотя и требует от него дополнительных затрат.

Сертификация системы качества предприятия проводится на соответствие выбранному стандарту (ИСО 9001, 9002, 9003)» определяющему соответствующую модель этой системы. СооТ' ветствие сертифицируемой системы качества конкретной моДе-1 позволит предприятию поддерживать ожидаемый потребителеуровень качества (в соответствии с выбранной моделью) при оптимальных затратах. Оценка системы проводится по трем на­правлениям:

• оценивается наличие предусмотренной стандартами докумен­тации по определению всех процессов и входящих в них процедур, связанных с обеспечением качества;

• оценивается полнота развертывания и реализации процессов и соответствующая документация, подтверждающая их соответ­ствие нормативной документации, гарантирующей достижение ожи­даемого уровня качества производства и продукции;

• оценивается эффективность процессов и системы качества в целом для достижения желаемых результатов.

Подтверждение (доказательство) соответствия системы ка­чества требованиям стандартов с учетом принятой модели обес­печения качества и ее эффективности является обязанностью про­изводителя. Для оценки и доказательства соответствия системы качества выбранной модели используются следующие методы: предоставление поставщиком декларации о соответствии, предос­тавление документированного (документального) доказательства, предоставление утверждений или регистрации потребителями, аудит потребителя (второго лица), аудит третьего лица (внешнего экспер­та).предоставление сертификатов третьего компетентного лица. Любой из приведенных методов может быть использован как при контрактных ситуациях между первыми (поставщик/подрядчик) и вторыми (потребитель/покупатель) лицами, так и при утверждении или регистрации вторыми лицами.

Исходным и обязательным условием для проведения сертифи­кации системы качества предприятия является документация сис­темы, которая по форме (оформлению) и полноте содержания дол­жна в полной мере отражать требования стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003 с учетом выбранной модели обеспечения качества.

Документирование и описание системы выполняется по четырем уровням: руководство по качеству; общие функции и процедуры|- выполняемые подразделениями и ответственными исполните­ли; рабочие инструкции и инструкции по эксплуатации применяе­мо оборудования; статистический контроль процесса, формы и подержания рабочих рапортов.


Сейчас читают про: