Понятие и показатели качества продукции.Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством
Качество продукции (по международному стандарту ISO8402-86) - совокупность свойств и характеристик продукции (услуг), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество продукции тесно связано с потребительной стоимостью, ибо последняя характеризует способность вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость может в различной степени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.С понятием качества тесно связано понятие техническогоУровня продукции - относительной характеристики качества продукции,основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции соответствующими базовыми показателями.
Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие тех-ские и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают- требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром. и выбор базового образца для сравнения является сложным решениемвопроса о приведении экспертного изделия в соответствиес показателями потребности предполагаемого потребителя. Необходимо обеспечить максимальную близость классификационныхпоказателей образца и сравниваемого изделия.
|
|
Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Показатель качества продукции - это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий) и технических условиях (ТУ).
Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества.
Показатели назначения характеризуют приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения. Это мощность двигателя, скорость, производительность станка и т.д.
Надежность — способность изделия к безотказной работе в нормальных условиях эксплуатации.
Показатели надежности — безотказность, сохранность, ремонтопригодность, долговечность изделия.
Ремонтопригодность - приспособленность изделия к техническому обслуживанию и ремонту.
|
|
Долговечность - способность изделия сохранять свои свойства в заданных пределах определенное время.
Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации и потреблении продукции; например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных веществ, излучений при хранении и эксплуатации продукции.
Эргономические показатели позволяют определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. Они отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим свойствам человека. К таким показателям можно отнести степень освещенности, микроклимат, шум, вибрации, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места.
Показатели технологичности — характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
К ним относятся показатели блочности и агрегатное™ конструкций, удельной трудоемкости, материало- и энергоемкости и т.д.
Эстетические показатели характеризуют способность продукции к красоте. Они определяют такие свойства продукции, как рациональность формы, целостность композиции, информационную выразительность, красоту форм, оригинальность, соответствие среде.стилю, моде и т.п.
Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше; это важно как для изготовителя, так и для потребителя.
Стандартизация и сертификация продукции и системы
управления качеством
Сертификация в общем случае служит гарантией определенногоуровня качества, в которой заинтересованы обе стороны - проситель и покупатель.Производителю сертификация обеспечивает создание условий для деятельности на отечественном рынке и участия в международной торговле. Сертификат высокого качества выпускаемой продукции способствует укреплению позиции предприятия на рынке. Сертификация защищает потребителя от недобросовестного производителя, одновременно содействуя ему в компетентном выборе продукции. Кроме того, сертификация обеспечивает контроль безопасности продукции и подтверждение заявленных показателей качества, что также способствует укреплению доверия к производителю, хотя и требует от него дополнительных затрат.
Сертификация системы качества предприятия проводится на соответствие выбранному стандарту (ИСО 9001, 9002, 9003)» определяющему соответствующую модель этой системы. СооТ' ветствие сертифицируемой системы качества конкретной моДе-1 позволит предприятию поддерживать ожидаемый потребителеуровень качества (в соответствии с выбранной моделью) при оптимальных затратах. Оценка системы проводится по трем направлениям:
• оценивается наличие предусмотренной стандартами документации по определению всех процессов и входящих в них процедур, связанных с обеспечением качества;
• оценивается полнота развертывания и реализации процессов и соответствующая документация, подтверждающая их соответствие нормативной документации, гарантирующей достижение ожидаемого уровня качества производства и продукции;
• оценивается эффективность процессов и системы качества в целом для достижения желаемых результатов.
Подтверждение (доказательство) соответствия системы качества требованиям стандартов с учетом принятой модели обеспечения качества и ее эффективности является обязанностью производителя. Для оценки и доказательства соответствия системы качества выбранной модели используются следующие методы: предоставление поставщиком декларации о соответствии, предоставление документированного (документального) доказательства, предоставление утверждений или регистрации потребителями, аудит потребителя (второго лица), аудит третьего лица (внешнего эксперта).предоставление сертификатов третьего компетентного лица. Любой из приведенных методов может быть использован как при контрактных ситуациях между первыми (поставщик/подрядчик) и вторыми (потребитель/покупатель) лицами, так и при утверждении или регистрации вторыми лицами.
|
|
Исходным и обязательным условием для проведения сертификации системы качества предприятия является документация системы, которая по форме (оформлению) и полноте содержания должна в полной мере отражать требования стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003 с учетом выбранной модели обеспечения качества.
Документирование и описание системы выполняется по четырем уровням: руководство по качеству; общие функции и процедуры|- выполняемые подразделениями и ответственными исполнители; рабочие инструкции и инструкции по эксплуатации применяемо оборудования; статистический контроль процесса, формы и подержания рабочих рапортов.