Механизация и автоматизация складских работ

1) Технология операций по поступлению товаров на склад

Операции по поступлению товаров составляют начальную стадию складского технологического процесса. Количество операций и последовательность их выполнения зависят от размеров партий товаров и видов транспортных средств, которыми они доставляются на склад.

В организации приемки большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количества, поступающих на склад товаров, что позволяет заблаговременно спланировать необходимые мероприятия по приемке товаров.

К подготовительным мероприятиям по приемке товаров на складе относится:

- установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещению для хранения;

- определение необходимого количества работников для разгрузки и распределение работ между ними;

- определение необходимого количества и видов подъемно-транспортного оборудования и подготовка его к прибытию товаров;

- заблаговременное определение мест хранения;

- подготовка документации, связанной с оформлением приемки-сдачи товаров.

а) Разгрузка товаров.

б) Организация и технология приемки товаров по количеству и качеству на складе

Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству. Следует отметить, что приемка товаров по количеству и качеству является одной их важных составных частей складского технологического процесса. Она предусматривает проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту, качеству и комплектности товаров. Приемка товаров производится материально ответственными работниками склада (обычно -- заведующим складом совместно с товароведом), уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.

Она включает следующие операции:

- проверку количества и качества поступивших товаров;

- оформление приемки соответствующими документами;

- принятие товаров на учет.

2) Технология хранения товаров на складе.

Товары, принятые по количеству и качеству из зоны приемки, поступают в зону хранения.

Для перемещения товаров на хранение требуется:

- решить вопрос о том, какое количество товара разместить в активной складской зоне и какое-в резервной;

- определить необходимые для размещения товара размеры активного и резервного складского пространства;

- распределить товары по маркировке;

- определить место хранения товара;

- переместить товар к отведенному на складе месту.

Правильная технология хранения товаров на складе предусматривает:

- рациональное их размещение и укладку;

- создание и поддержание оптимальных условий хранения.

3) Организация и технология отпуска товаров со склада.

Операции по отпуску товаров составляют заключительную часть складского технологического процесса. От правильности их организации зависит рациональное и своевременное снабжение розничной торговой сети товарами в необходимом количестве и ассортименте.

Эти операции включают в себя:

- отборку товаров с мест хранения;

- комплектование и упаковку отобранных товаров;

- оформление документов и передачу подготовленных товаров в экспедицию;

- погрузку товаров и их отправку в розничную торговую сеть.

12. Для повышения эффективности всей логистической цепи необходимы повышенные требования и к системе оценочных показателей, которые должны обеспечить оценку логистических процессов.

Наиболее распространены следующие критерии оценки:

расходы;

удовлетворение потребителей (качество);

время;

активы.

Первым критерием являются расходы. Фактические расходы, связанные с выполнением определенных логистических операций, в наибольшей мере отражают результаты логистической деятельности.

Вторым критерием является удовлетворение потребителей (качество). Этот показатель относится к обслуживанию потребителей и характеризует способность предприятия достичь полного удовлетворения запросов своих заказчиков.

Для определения эффективности логистической системы часто применяют финансовые показатели, которые позволяют системно подходить к анализируемым проблемам и проводить сопоставление полученных результатов. Однако они больше отражают прошлые результаты, а не текущие, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов и не учитывают важные аспекты логистики. Иногда финансовые показатели могут показать, что что-то идет не так, но не показывают, что именно идет не так или как это можно скорректировать [4].

В последние годы можно использовать новый подход к определению эффективности логистической системы - концепцию «диаграмм сбалансированных преимуществ». Эта концепция основана на учете ключевых показателей эффективности, в большинстве случаев не обязательно финансовых, которые предоставляют руководству компании более совершенные средства достижения стратегических целей по сравнению с методами, которые используют традиционные оценки, в значительной мере ориентированные на измерение финансовых показателей.

Для построения такой диаграммы можно использовать четырехступенчатый процесс:

· формирование стратегии управления логистической цепью;

· выявление реально измеряемых параметров достигнутого успеха;

· определение процессов, которые влияют на конечный результат;

· определение основных драйверов эффективности этих процессов.

Организация производства с использованием гибких логистических систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками. Концепция создания гибких логистических систем прогрессирует очень быстро, поэтому широкое распространение концепции логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным [5].

Гибкость характеризуется способностью логистической системы оперативно адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами и без потерь. Гибкость является одним из эффективных средств обеспечения устойчивости производственного процесса.

Основным показателем конструктивной гибкости является максимальное число единиц оборудования, которое может быть задействовано в гибкой логистической системе при сохранении основных проектных решений по логистической (транспортно-складской) системе и системе управления.

Универсальность системы характеризуется множеством деталей (полуфабрикатов), которые потенциально могут быть обработаны в гибких логистических системах.

Показателем универсальности системы является прогнозное количество модификаций деталей (полуфабрикатов), которые будут обработаны в гибкой логистической системе за весь период ее функционирования.

Логистические системы разрабатываются для удовлетворения потребностей и стратегии конкретных предприятий. Поэтому они являются специализированными не только по своему технологическому назначению, но и по всему спектру производственно-хозяйственных задач.

13. Контейнерные перевозки грузов осуществляют в рамках контейнерной транспортной системы (КТС), которая представляет собой совокупность технических средств, объектов, технологии перевозок и переработки контейнеров, подсистемы управления перевозками. Внутри страны КТС координируется в юридическом отношении государственными стандартами, транспортными уставами, другими нормативно-техническими документами.

В международных контейнерных перевозках имеется техническое и юридическое взаимодействие разных стран, их хозяйствующих субъектов, проектно-конструкторских, транспортных и торговых компаний и промышленных предприятий в области производства и использования технических средств и организации наиболее рациональных и эффективных контейнерных перевозок на основе международных нормативных документов.

КТС включает в себя следующие компоненты:

-парк контейнеров со всеми их типами, параметрами, характеристиками, конструкцией,

техническими требованиями и условиями изготовления, транспортирования, хранения;

-подвижной состав разных видов траспорта (универсальный и специализированный) со

всеми его параметрами и характеристками;

-грузовые терминалы, размещаемые в пунктах взаимодействия разных видов транспорта

и служащие для преобразования контейнеропотоков при передаче их с одних видов транс­

порта на другие (со всеми их объектами и сооружениями, техническим оснащением, подъемно-транспортным оборудованием, технологией переработки контейнеров);

-информационное обеспечение контейнерных перевозок на всех видах транспорта, включая маркетинговые исследования в этой области, автоматизированные системы управления контейнерными перевозками, слежение за продвижением контейнеропотоков и учет движения контейнеров, базы данных и системы управления базами данных по всем вопросам, связанным с контейнерными перевозками, компьютерные технологии по технико-экономическим обоснованиям и поддержке управленческих решений в области контейнерных перевозок и т.д.;

-юридическое обеспечение контейнерных перевозок на внутригосударственных и международных перевозках, включая законодательство отдельных государств, международные конвенции, договоры, создание единого юридического пространства, законодательных норм и правил для всех участников контейнерных перевозок;

-инженерно-техническое обеспечение контейнерных перевозок, включающее проектно-конструкторские, технологические, экономические методы расчетов, связанных с обоснованиями, планированием, организацией и осуществлением контейнерных перевозок, производства и использования всех необходимых для них машин, механизмов,

объектов, сооружений и других технических средств;

-научно-методическое обеспечение контейнерных перевозок, включающее глубокие теоретические и прикладные исследования в этой и смежных областях экономики, науки и техники, связанных прямо или косвенно с контейнерными перевозками, разработку методик технических и экономических расчетов и обоснований.

Для перевозки контейнеров используется универсальный и специализированный подвижной состав магистрального транспорта. Сред нетоннажные контейнеры перевозят во внутреннем сообщении на железнодорожных платформах и в полувагонах, на автомобилях-площадках, на универсальных сухогрузных судах внутреннего водного транспорта.

14. Методы логистики – способы воздействия на управляемый объект с целью эффективного и результативного решения логистических задач на предприятии.Среди основных методов логистики можно выделить следующие:метод системного анализа;кибернетический метод;методы экономико-математического моделирования;метод исследования операций;методы прогностики.

Метод системного анализа в логистике опирается на общую теорию систем, в соответствии с которой любая логистическая цепочка с движущимися по ней сквозными потоками представляет собой сложную экономическую систему. Кибернетический метод основан на информационном подходе к исследованию процессов управления логистическими операциями.Методы моделирования широко применяются в распределительной логистике в связи со сложностью осуществления сбытовой деятельности и необходимостью ее логического моделирования. В распределительной логистике также пользуется популярностью метод АВС, содержание которого состоит в разделении объектов по трем классификационным группам: к группе А относится 20% наиболее ценных объектов, обеспечивающих 80 % результатов, к группе В – 30 % объектов, от которых зависит 15 % результатов, к группе С – оставшиеся 50 % наименее ценных объектов, на них приходится лишь 5 % результатов.

Метод исследования операций в логистике применяется при распределении ограниченных ресурсов организации, с целью оптимизации величины запасов, при сетевом планировании сложных проектов логистических систем, для оптимизации схем доставки продукции и др. Например, применение метода исследования операций в производственной логистике позволяет распределить фронт работ между отдельными единицами оборудования, производственными подразделениями или стратегическими бизнес – единицами таким образом, чтобы общая суммарная прибыль была максимальной.

Прогностика является одним из ключевых методов логистики и позволяет прогнозировать тенденции развития различных систем в динамике, опираясь на научно-обоснованные подходы к принятию решений. В частности, в зависимости от подходов, применяемых в прогнозировании, выделяют метод экспертных оценок (базируется на субъективной оценке мнений экспертов), метод анализа и прогнозирования рядов данных (связан с исследованием и анализом рядов значений показателей с целью выявления зависимостей между ними и прогнозирования дальнейших тенденций развития), метод причинно-следственной связи.Таким образом, применение методов логистики способствует эффективной организации бизнеса и достижению желаемых результатов с максимальной выгодой для предприятия.

15. Сбытовая логистика или логистика распределения - неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.

Понятие распределение, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Распределить - это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. Например, распределяют полученную сумму дохода между предприятием, государством и различными фондами; распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества и т.п.

В экономике распределение - это фаза воспроизводственного процесса: сначала надо произвести материальные блага, а затем распределить их, т.е. выявить долю каждого производителя в созданном богатстве.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, т.е. делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах, ибо распределяются: заказы между различными поставщиками при закупке товаров, грузы по местам хранения при поступлении на предприятие, распределяются материальные запасы между различными участками производства, распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

Объектом распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Исходя из этого, распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), т.е. представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и упрощении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Более общее определение распределительной логистики формулируется следующим образом: распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров.

Следует отметить, что процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами логистики.

16. Складские помещения предприятий общественного питания служат для приемки поступающих от поставщиков продуктов, сырья и полуфабрикатов, их краткосрочного хранения и отпуска. Складские помещения могут размещаться в отдельных помещениях, а также на первых, цокольных и подвальных этажах. Они должны иметь удобную связь с производственными помещениями. Компоновка складских помещений производится по направлению движения сырья и продуктов при обеспечении наиболее рационального выполнения складских операций и погрузочно-разгрузочных работ.

Крупные фирмы (акционерные общества), объединяющие несколько предприятий, как правило, имеют центральные склады, откуда продукция поступает на склады предприятий общественного питания, входящих в эти объединения. Такой склад может предназначаться для хранения товаров одной фирмы (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования). Склады могут быть цеховыми, обслуживающими цех, при котором они обычно и размещаются (кладовые суточного запаса продуктов, кондитерского цеха).

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова.

Любой склад обрабатывает по меньшей мере три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки на транспорт или отпуск на производство, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.

В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:

- разгрузка транспорта;

- приемка товаров;

- размещение на хранение;

- отпуск товаров из мест хранения;

- внутрискладское перемещение грузов.

Устройство складов должно обеспечить:

- полную количественную и качественную сохранность материальных ценностей;

- надлежащий режим хранения;

- рациональную организацию выполнения складских операций;

- нормальные условия труда.

Объемно-планировочные требования:

- складская площадь должна быть компактна, для каждого товара выделен участок;

- оборудование должно быть рационально размещено, причем предусматривается необходимая площадь для проездов и проходов;

- высота складских помещений, расположенных в подвальных этажах, должна быть не менее 2,5 м; охлаждаемых камер - не менее 2,4 м;

- подъезд транспорта и разгрузка продуктов должна осуществляться со стороны хозяйственного двора;

- для приемки грузов предусматриваются разгрузочные площадки, платформы для разгрузки нескольких машин сразу;

- для спуска товаров в подвальные помещения оборудуют специальные люки с дверями и пандусами;

- охлаждаемые камеры должны размещаться одним блоком с общим тамбуром.

Санитарно-гигиенические требования:

- для соблюдения санитарных правил стены в складских помещениях должны быть защищены от проникновения грызунов и покрашены масляной краской, а стены охлаждаемых камер облицованы кафельной плиткой для систематической влажной уборки;

- освещение в кладовых овощей и охлаждаемых камерах должно быть только искусственным, в других складских помещениях освещение кроме искусственного может быть и естественным; коэффициент естественного освещения 1: 15 (соотношение площади окон к площади пола), норма искусственного освещения 20 Вт на 1 м2;

- вентиляция в складских помещениях должна быть естественной и механической (вытяжной);

- полы должны обеспечивать безопасное и удобное передвижение грузов, людей и транспортных средств;

- ширина коридоров складов принимается 1,3-1,8 м, а если применяются тележки - 2,7 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: