Таким образом, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, среднее и меньшее. Тревожность вызывает, что среди учеников класса есть ученик, с которым дети не общаются, здесь необходима помощь учителя, в том, чтобы ребенок и в дальнейшем не оставался «изгоем».
На основе анализа данных об уровне развития навыков общения младших школьников со сверстниками можно констатировать, что для большинства учащихся, принявших участие в исследовании наиболее характерен средний и низкий уровень развития навыков общения. Испытывая потребность в общении со сверстниками, дети не всегда могут выбирать адекватные формы и способы взаимодействия. На низком уровне находятся показатели развития диалогической и монологической речи обследуемых школьников, их способность управлять поведением партнера.
Полученные в ходе исследования данные определяют высокую степень актуальности проблемы развития навыков общения у младших школьников со сверстниками. Как следствие в качестве важнейшей задачи для учителей является организация целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков школьников.
Общие итоги производственной практики.
В целом, по итогам производственнойпрактики можно сказать, что она прошла успешно. Я смогла закрепить и использовать на практике полученные ранее знания, более подробно изучить проблему общения детей, попрактиковаться в проведении исследования и попробовать себя непосредственно в роли психолога при проведении занятия и интерпретации результатов исследования.
Самым сложным для меня было проведение занятия с детьми и составление рекомендаций для решения существующих проблем. Причина, на мой взгляд, заключается в отсутствии навыков именно практической работы с клиентами. В связи с этим очень бы хотелось иметь возможность понаблюдать за работой психологов в разных сферах, получить больше практических навыков.