Характеристика методов исследования

С целью диагностики взаимоотношений учащихся класса применялась методика социометрического обследования коллектива на наличие дружеских взаимосвязей. Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается. Ребятам предлагалось заполнить анкету, где они указывают фамилии троих одноклассников, которых считают или хотели бы считать своими друзьями.

По результатам анкетирования строится таблица взаимных выборов, графы дружеских связей, рассчитываются три параметра состояния коллектива.

Напротив каждой фамилии ученика ставятся три крестика под теми номерами, которые он выбирает в анкете. Подсчитывается общее число взаимовыборов по всему классу.

Следующий этап работы - построение графиков дружеских связей. В данной методике выделено три круга общения:

1. Число выборов 1-2.

2. Число выборов 3-5.

3. Число выборов 5 и более - "звезды".

За кругами общения оказываются "изгои" - обучающиеся, которых никто не выбрал.

Кружками с фамилиями на поля общения выносятся все ребята класса в зависимости от числа выборов (рейтинга). Затем сплошной линией соединяются фамилии (или номера из списка) ребят, имеющих взаимовыборы, пунктирной - однонаправленные выборы.

Далее рассчитываются следующие параметры.

Индекс изолированности (ИИ): процент ребят, оказавшихся за кругом общения, тех, кого никто не выбирает. Это потенциальные "изгои", требующие особых педагогических усилий.

Индекс рассчитывается по формуле:


Индекс большего выбора (ИБВ): уровень благополучия в коллективе, индекс выбираемости. Рассчитывается по формуле:


Коэффициент взаимности выборов (КВ): доля взаимных выборов среди всех возможных в данном коллективе. Это индекс тесноты дружеских связей в коллективе. Рассчитывается по формуле:

КВ может достигать максимум 45% для группы в 25 чел. (для группы 29 чел. - максимум 52%). Оптимальный показатель - 30% и более.

ИБВ - если этот показатель больше 1 - результат хороший. Чем показатель выше - тем лучше. Величина значительно меньше 0,5 говорит о слабом развитии дружеских связей в коллективе.

ИИ должен стремиться к 0. То есть в классе не должно быть "изгоев".

Для определения актуального уровня навыков общения младших школьников были использованы показатели успешного общения, которые определены в ФГОС НОО 2-го поколения и использованы методики «Ковёр»

(Овчарова Р.), цель которой: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия обучающихся в ситуации предъявленной учебной задачи; Педагог делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. Проводится коллективно на уроке художественного труда или на других уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.

На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики и конструирования.)

Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело, дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень сформированности навыков группового взаимодействия: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один оцениваемый признак;

2. Средний уровень сформированности навыков группового взаимодействия:на ковре присутствуют два из оцениваемых признака.

3. Высокий уровень сформированности навыков группового взаимодействия:наличие трёх из оцениваемых критериев.

Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены в таблице.

  Группа Наличие центрального рисунка Одинаковое оформление углов Симметричное расположение деталей Уровень
1 группа + - - низкий
2 группа + + - средний
3 группа + - - низкий
4 группа + + - средний
5 группа + - + высокий
6 группа + + - средний

1. Низкий уровень: 33,3%

2. Средний уровень: 50%

3. Высокий уровень: 16,7%

«Рукавички», (Цукерман Г.А.), цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества; Описание задания: детям, сидящим группами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень сформированности действий: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень сформированности действий: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень сформированности действий: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Каждая группа учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Группы Наблюдения Уровень
Продуктивность совместной деятельности Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности Взаимопомощь по ходу рисования Эмоциональное отношение к совместной деятельности
1. + + + + + высокий
2. + - + - - средний
3. + + - - + средний
4. + + + + + высокий
5. - - - - - низкий
6. + + + + + средний
7. - - - - - низкий

1. Низкий уровень: 28,6%

2. Средний уровень: 42,8%

3. Высокий уровень: 28,6%

Методика исследования связной речи (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина); исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: