Анализ результатов исследования

Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений.

Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько, эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.

Проведение социометрического исследования среди детей 2 «а» класса, в количестве 25 человек, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице (см. Приложение 1).

На основании данных социометрической матрицы построен график дружеских связей (см. Приложение 2).

Дружеские треугольники:

1. Б-н А., К-в К., Ш-н Д.

2. В-к Е., П-а Д., Н-х В.

3. К-а А., Х-в А., М-а А.

4. П-а К., Н-х В., П-а Д.

5. Т-ч Я., С-в И., О-о Н.

Лидеры: Ш-н Д., Т-ч Я.

«Изгой»: Г-а Е.

Ребята выбираемые, но без дружеских взаимосвязей: В-н А., Е-в В., Н-в Д., Т-а Н.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, среднее и меньшее.

Индекс изолированности (ИИ)

ИИ= 1*100/25=4%

Индекс большего выбора (ИБВ)

ИБВ= 12/13=0,92

Коэффициент взаимности выборов (КВ)

КВ=18*100/25*3=24

Таким образом, КВ близок к оптимальный показателю, ИБВ 0,92 говорит о хорошем уровне развитии дружеских связей и общения в коллективе. Но, как показывает ИИ, в классе есть один «изгой»

Опыт многолетней диагностики показывает, что младшие школьники выбирают в лидеры успевающих ребят, часто ориентируясь на мнение учителей, на их "любимчиков".

Изгои у младших школьников - это неуспевающие, драчливые ребята.

Полученные данные социометрического исследования, говорят о том, что классному руководителю данного класса необходимо:

1. "Развернуть" дружеские треугольники в линейные структуры, даже если в этих треугольниках собрались хорошие ребята. Вместе им интересно общаться, но они не обращают внимания на то, что делается в классе. Следует чаще привлекать к совместным делам с этими группами тех ребят, которые к ним тянутся.

2. Разбивать "мафиозные" треугольники, в которые часто сбиваются социально неблагополучные, трудные, слабоуспевающие ребята. Следует привлекать к этому даже родителей. Обучающиеся выходят из треугольника, если повышается их учебный статус в классе. Распадаются такие структуры и после выполнения совместной работы, требующей дружеской самоотдачи, т. к. построены эти треугольники часто не на истинной дружбе, а на совместных интересах.

3. Ввести в круг общения "изгоя", повысив каким-либо способом мнение о нем в классном коллективе. Для этого хороши спортивные, творческие дела. Помочь могут и родители, приглашая в гости к ребенку других детей.

4. Для успешного проведения какого-либо классного дела необходимо обязательно учитывать дружеские взаимосвязи ребят. Дружеская микрогруппа добьется, несомненно, большего успеха, чем группа, сформированная взрослым без учета взаимовыборов.

5. Осторожно познакомить родителей с результатами диагностики, напомнив, что детская дружба часто непрочна и зависит от многих временных факторов.

6. Лечить "звездную болезнь" в классе. Дружба демократична, в ней не должно быть лидеров. Кроме того, "звезды" класса отбирают дружеские связи у остальных ребят, и дети не видят вокруг себя других хороших людей. Необходимо предоставить детям большее поле деятельности, где они смогут проявить себя.

Результаты исследования с целью определения актуального уровня навыков общения младших представлены в таблице

Таблица - Уровни развития навыков общения младших школьников со сверстниками

Показатели Уровни (%)
высокий средний низкий
Планирование учебного сотрудничества      
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации      
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации      
Управление поведением партнера      
Владение монологической и диалогической формами речи      

Низкий уровень развития «планирования учебного сотрудничества» оказался характерен для 30% учащихся. При организации коллективной работы в группах, дети ведут себя обособленно, с трудом определяют свою роль в выполнении общего дела, не имеют программы действий, чаще выполняют поручения других детей при выполнении задания. Иногда вступают в спор с теми, кто берет на себя инициативу.

Для большинства обследуемых учащихся характерен средний уровень развития планирования учебного сотрудничества (60%). При выполнении учебных заданий они сами определяют то, что хотят выполнять, намечают дальнейшие «шаги» в работе. При этом могут выполнять работу, не следуя намеченному плану. Высокий уровень по данному показателю получили небольшое количество учащихся (10%). Данная группа детей берет на себя инициативу в работе группы при выполнении. Выполняют работу последовательно, с удовольствием.

Учащиеся с низким уровнем способности « Умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации» (20%) шаблонно оценивают ситуацию, с трудом подбирают слова для описания событий и выражения своих мыслей.

У большинства обследованных детей (70%) был выявлен средний уровень развития данного показателя, для которого характерны типичные формы общения для детей младшего школьного возраста, использование в речи неполных, неразвернутых предложений. Высокий уровень развития данного показателя был выявлен у 10% учащихся. У данной группы детей развита устная речь, они тонко понимают контекстные выражения, для выражения мыслей используют богатый лексический запас слов. Для детей этой группы характерно развитие речевых способностей, что проявляется в наличии широкого речевого запаса в активном словаре, образных сравнений, эмоциональной интонации. При этом дети обладают гибким мышлением, могут тонко чувствовать контексты событий.

Следующие данные были получены в отношении критерия «Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ». Учащиеся с высоким уровнем развития данного критерия (50%) продемонстрировали способность к выполнению совместной деятельности при выполнении коллективных заданий, требующих сбора общей информации. Дети, продемонстрировавшие низкий уровень по данному показателю (30%), не справлялись с заданием, если оно предполагало коллективное взаимодействие.

Высокий уровень развития показателя «Управление поведением партнера» показали 10% учащихся. Характерным для них является такие личностные качества как эмоциональная устойчивость, доброжелательность, интерес и внимание к собеседнику. Они проявляют способность внимательно слушать партнера по общению, задавая ему вопросы, подводить к желаемому результату беседы.

У детей с низким уровнем развития показателя «Управление поведением партнера» (30%) проявляется тревога, дискомфорт при взаимодействии со сверстниками или, наоборот, они ведут себя возбужденно, проявляя неадекватный действия, поступки.

Для учащихся со средним уровнем развития «Управление поведением партнера» (60%) типичным является то, что поведение их неустойчиво. Они могут следовать одним образцам поведения в отдельных ситуациях и при этом успешно управлять поведением сверстников. При этом в играх на перемене не проявлять этих качеств.

Высокий уровень « Владение монологической и диалогической формами речи» продемонстрировали 20% учащихся. У них выражена постоянная потребность и способность к общению. Они являются успешными чтецами, собеседниками.

Для учащихся с низким уровнем владения монологической и диалогической формами речи (30%) характерен бедный речевой запас активного словаря, многие слова для них не имеют смыслового наполнения. При общении используют чаще междометия, незаконченный предложения). Речь их эмоционально насыщена.

Большинство учащихся (50%) проявили средний уровень владения монологической и диалогической формами речи. Дети активно общаются, в речи используют достаточный лексический запас слов, при этом могут отсутствовать или употребляться в незначительном количестве прилагательные. Монологическая речь развита несколько слабее, чем диалогическая.

Анализ показателей дает возможность дифференцированно строить работу по подбору методов развития навыков общения в данном классе. Так, для группы учащихся с низкими показателями развития навыков общения можно порекомендовать: работу с психологом (психологические тренинги общения), вовлечение в коллективную работу (работа в парах, группах) с детьми с высоким уровнем развития навыков общения, групповые игры и занятия по тематике: игра «Какой я?», игра «Доброе слово», проведение внеклассных тематических часов.

Для группы учащихся со средними показателями развития навыков общения можно проводить беседы и групповые занятия «Как правильно играть с друзьями?», проведение конкурсов пословиц, поговорок, загадок и народных примет на тему дружба.

Для группы учащихся с высокими показателями развития навыков общения можно рекомендовать: выбор данной группы в совет коллективных творческих дел, вовлечение в совместную работу с детьми группы низкого и среднего уровня, шефство над детьми группы с низким уровнем.

Классу в целом можно проводить внеклассные мероприятия в форме коллективных творческих дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: