double arrow

Типология рынков


Тема. Анализ рынка и рыночной конъюнктуры

  1. Понятие рынка. Типология рынков.
  2. Исследование рыночной конъюнктуры. Анализ общеэкономической ситуации.
  3. Анализ конкретного товарного рынка. Создание карты рынка.
  4. Основные показатели при изучении рынка.

Вопрос 1. Понятие рынка. Типология рынков.

В специализированной литературе по экономике и управлению можно встретить множество определений «рынка»:

· Место встречи спроса и предложения, где происходит выявление степени соответствия характеристик произведенного продукта общественной потребности в нем, осуществляется сравнение конкурентоспособности данного товара с конкурентоспособностью товара-конкурента.

· Сфера обмена товарами, услугами и другой собственностью.

· Группа потребителей.

· Все покупатели данного товара.

· Организованное место торговли.

· Источник получения товаров и услуг.

· Физически и виртуально представленная совокупность существующих или потенциальных продавцов или покупателей каких-то продуктов или услуг

В общеэкономическом плане под рынком понимается место, где собираются для совершения акта купли-продажи, как продавцы, так и покупатели, все субъекты купли-продажи определенных товаров.

В маркетингепод рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной категории и имеющих возможность её удовлетворить.

Типология рынков

Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью и т.п.

  1. В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков:
  • Потребительский рынок – совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Характеризуется массовым потребителем, множественной конкуренцией, децентрализованной структурой
  • Бизнес-рынок (рынок организаций),он в свою очередь подразделяется на:

· рынки продукции производственно-технического назначения

· рынки перепродаж

· рынки госучреждений

Различия в рынках:

· спрос организаций является производным от спроса конечных потребителей

· спрос организаций в большей степени зависит от циклических колебаний, чем спрос конечных потребителей

· организации более малочисленны и географически сконцентрированы, чем конечные потребители

· организации чаще используют специализированных снабженцев

· каналы товародвижения для организаций короче, чем для конечных потребителей

· организации могут требовать особого обслуживания

· организации чаще, чем конечные потребители могут производить товары и услуги в качестве альтернативы их приобретению.

Рынок продукции производственно-технического назначения – совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которые используются при производстве других продуктов. Ключевой стратегией маркетинга продукции производственного назначения является системная продажа, при реализации которой покупатель совершает системную закупку.

Системная закупка – закупка пакетного решения проблемы с целью избежать закупок отдельных составляющих данной проблемы. Например, закупка правительством системы вооружения через генерального подрядчика вместо самостоятельных закупок отдельных компонентов данных систем по отдельности. В системную закупку обычно также входит набор услуг.

Рынок перепродаж – совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду.

Рынок госучреждений – госучреждения всех уровней (от общегосударственного до местного), покупающие и арендующие товары и услуги для выполнения своих функций.

  1. В зависимости от того, кто доминирует на рынке, рынок подразделяется на:

Рынок продавца – характеризуется более сильной позицией на нём продавцов по сравнению с покупателями.

Рынок покупателя – характеризуется более сильной позицией на нём покупателей по сравнению с продавцами.


Сейчас читают про: