Изучить конъюнктуру - это значит выявить конъюнктурообразующие факторы через показатели, характеризующие их направление и силу воздействия.
Система конъюнктурообразующих факторов
|
Циклические
|
| Нециклические
|
|
| Постоянно действующие
| Временные, случайные
|
Связаны с фазами экономического цикла:
- кризис
- депрессия
- оживление
- подъем
|
| · НТП
· Уровень монополизации
· Государственное и межгосударственное регулирование
· Состояние информационных систем
· Валютная и кредитно-денежная система
· Энергетические и экологические проблемы
| · Сезонность
· Политические и социальные конфликты
· Стихийные бедствия
|
В процессе исследования определяются направление и сила воздействия конъюнктурообразующих факторов на товарные рынки с помощью изучения динамики показателей конъюнктуры.
Показатели общехозяйственной конъюнктуры
| Показатели конъюнктуры конкретного товарного рынка
|
- Объем ВНП и ВНД (доход)
- Объем капитальных вложений, направленных на обновление и расширение основного капитала крупнейших предприятий и отрасли в целом
- Индексы производства и отгрузок за прошлый год
- Размер и структура затрат на НИОКР в собственной фирме и по отрасли в целом
- Темпы обновления продукции
- Динамика численных показателей уровня цен
- Объем, динамика и структура международной торговли по конкретному товару
- Динамика показателей внутренней торговли
- Мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений
| - Показатели производства (промышленного и (или) с/х)
- Показатели внутреннего товарооборота
- Показатели внешней торговли
- Показатели уровня цен
- Финансовые показатели
|