Термин «конъюнктура» происходит от лат. conjungо – соединяю, связываю

Конъюнктура рынка – состояние рынка или конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий.

Понятие рыночной ситуации включает следующие аспекты:

— Степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения)

— Сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития

— Уровень устойчивости или вариабельности его основных параметров

— Масштабы рыночных операций и степень деловой активности

— Уровень коммерческого (рыночного) риска

— Сила и размах конкурентной борьбы

— Положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла

Задача изучения КР является актуальной и на микро- и на макроуровне:

— На микроуровне - представляет собой необходимое условие коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления и является необходимой предпосылкой формирования стратегии и тактики маркетинга.

— На макроуровне - является необходимым требованием при формировании государственной политики регулирования рынка с помощью социально-экономического и налогового воздействия, разработки существующих законов и т.д.

Конъюнктура рынка имеет 3 принципиальные черты (свойства):

Динамичность

Вариабельность

Цикличность

Рынок, масштабы которого складываются в пространстве, развивается во времени. Динамичность – важнейшее свойство рынка, его способность обновляться, расти или сокращаться либо оставаться стабильным. Рынок динамичен, изменчив (часто говорят «капризен»), его границы расширяются или сужаются, происходят различные структурные сдвиги, и самое главное, меняются цены и объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке.

Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды попасть на один и тот же рынок: завтра он будет другим (другие участники, другие товары, новые сделки и т.д.). Характеристика изменения параметров рынка, выявление тенденций его развития, перспектив расширения – важная задача конъюнктурного анализа.

Рынок по своей сути склонен к стихийности, а, следовательно, подвержен циклическим и сезонным колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся.

Пространственное ограничение рынка проявляется
в числе его участников
в объеме сделок (оборот рынка)
в его иерархической структуре.

Различают 4 уровня иерархической структуры рынков:

— международный

— национальный

— региональный

— муниципальный или местный

Изучение КР может быть как интегрированным, так и дифференцированным по локальным рынкам. Изучается КР товаров и услуг в масштабах всей страны и отдельных её регионов, КР всей товарной массы (массы услуг) и каждого товарного рынка (рынка отдельных услуг).

Следует учитывать конъюнктурные взаимосвязи локальных рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: