Особенности современных экономических циклов:
- сокращение продолжительности цикла - вызвано ускорением морального старения, а следовательно, и ускорением замены основного капитала
- менее заметной стала периодичность циклов (“размыв” цикла) - обусловлено практически непрерывным обновлением основного капитала в условиях усложнения конкурентной борьбы
- постепенный переход к фазе кризиса (“вползание” в кризис) - связано с распространением маркетинга, когда изменения спроса постоянно фиксируются и на их основе вносятся коррективы в производство
- рост неиспользованных мощностей, а не перепроизводство товаров в период кризиса.
Общие замечания к анализу общеэкономической ситуации:
1. Вполне понятно, что цели фирмы и маркетинга, стратегия и тактика определяются и корректируются с учетом общеэкономической ситуации:
во время кризиса вряд ли целесообразно ставить задачу резкого увеличения нормы прибыли или расширения доли рынка - как правило, в этот период стремятся удержать позиции, не ухудшить внутрифирменную ситуацию
|
|
в период подъема возникает возможность реализации целей, связанных с получением высокой прибыли, аккумулирования средств для обновления производства, его подготовки к худшим временам.
2. С позиций маркетинга важно и то, что общеэкономическая ситуация иногда заставляет производителя менять профиль деятельности, т.к. в периоды кризиса и депрессии падает спрос на товары/услуги, удовлетворяющие потребности верхних уровней пирамиды А.Маслоу и одновременно сохраняется (или снижается незначительно) спрос на товары первой необходимости. Поэтому во время кризиса фирме легче удержаться на плаву, если она ставит и реализует реальные задачи, связанные с выпуском товаров, удовлетворяющих потребности нижних уровней пирамиды А.Маслоу.