Майклом Портером была предложена модель «5 сред»: она характеризует взаимосвязь сил, влияющих на знание предприятия о рынке, на котором оно работает.
В основе модели, в ядре, находится область знания рынка и понимания его движущих сил. Это знание о рынке складывается из 5 составляющих. Несмотря на то, что модель была предложена давно, она не утратила актуальности и сегодня.
Упрощенная процедура изучения рынка может быть описана следующей комбинацией последовательных вопросов:
Под отраслью (рынком) понимается группа предприятий или фирм, чья продукция рассчитана на одинаковых покупателей.
Положение в отрасли зависит от экономического состояния, конкуренции в ней и перспектив развития. Состояние отрасли характеризуется техническим и технологическим развитием, инновациями, капиталовложениями, прибыльностью, размером рынка, спросом-предложением и др. Отраслевые исследования являются одними из самых важных. На их основе выявляются игроки, проводится оценка ёмкости, потенциала, конкурентоспособности предприятия.
|
|
Факторов, воздействующих на положение в отрасли, достаточно много, причем для различных отраслей они свои.
Перечень наиболее важных факторов, влияющих на изменения в отрасли:
· долгосрочные тенденции в отрасли
· изменения в составе потребителей и в способе использования товара
· внедрение новых товаров
· технологические изменения и прорывы
· изменения в системе маркетинга
· выход новых или уход крупных участников
· глобализация отрасли (или выход с местного уровня на национальный)
· изменения производительности и структуры затрат
· изменения в законодательстве, экономике, политике, социальной сфере
· сила и средства конкуренции.