double arrow

Метод классификации


Классификация – один из важнейших, фундаментальных методов познания действительности. Одновременно это важнейший из процессов, из которых складывается научная и практическая деятельность в любой из области науки и практики.

Способность человека к познанию окружающего его мира целиком определяется свойствами его психики, имеющегося у него мыслительного аппарата. При взаимодействии человека с внешним миром, так же как и с его собственным внутренним миром, главное, что его интересует, - это познание явлений, фактов, событий, а также их взаимосвязи, которые проявляются в формах сменяемости, порядка следования, продолжительности, включения, соотношения, интенсивности – всего, что кратко обозначается одним словом – изменчивость.

Если для восприятия, ощущения, наблюдения явлений, фактов, событий человеку достаточно располагать тремя органами чувств – зрением, слухом и осязанием (тактильные чувства), то для восприятия изменчивости мира необходимы:

во-первых, память, способная фиксировать прошлые результаты видения, слышания, осязания;

во-вторых, способность к различению и распознаванию (узнаванию) сходных или отличных состояний, положений, перемещений объектов, представления их в виде связных последовательностей – процессов;

в-третьих, аналитическая способность, позволяющая сравнивать прошлые, содержащиеся в памяти восприятия с сиюминутными, текущими, оценивать их продолжительность, повторяемость, цикличность или ацикличность.

Ограниченность объема оперативной памяти человека вынуждает его постоянно стремится к свертыванию получаемой им информации, укрупнению ее в блоки, группы блоков, классы, представлять ее в виде научных дисциплин, теорий, моделей.

Главным инструментом, обеспечивающим более плотную «упаковку» информации (свертку), является метод классификации, результатом применения которого становятся упорядоченные списки классифицируемых сведений (данных), называемые классификаторами, удобные для хранения, поиска, использования, распознавания сходных и разнородных объектов деловой реальности.

Непрерывное появление все новых и новых изменений, новых сведений и представлений о среде обитания человека требует постоянного обновления существующих классификаторов, расширения их рубрик (разделов), создания новых, периодического пересмотра принципов классификации. Все это делает такую работу необходимой постоянно и превращает ее в непрерывный процесс.

Поэтому работа, связанная с созданием классификаторов, сопровождает все процессы исследования и познания среды обитания человека и превращается в особый вид интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что распознающая и классифицирующая деятельность в той или иной мере присуща всем живым организмам и даже неживым объектам природы (избирательный рост кристаллов, выборочное взаимодействие химических веществ, ядерные взаимодействия и др.) и поэтому способность к распознаванию должна рассматриваться как одно из фундаментальных свойств природы.

Суть классификации как метода заключается в наложении некоторой структуры на множество объектов путем выявления их гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнородности), т.е., проще говоря, путем структуризации множества за счет установления степени сходства и различия исследуемых объектов, приведения множеств разрозненных объектов в некоторую связную классификационную систему. Это метод исследования, основанный на распределении объектов на классы с учетом существенных признаков.


Сейчас читают про: