Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир


Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы, росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук (рис. 5, справа), который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной (рис. 5, слева).


Рис. 5

Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями.

Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Пропорции костюма остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1: 7 и 1: 6, прямая длинная юбка и узкий лиф). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет. Применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма. В нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок (см. рис. 5). Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке, и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками. Оно часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

Рис. 6


Далее женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Расширяется линия плеча. Линия груди остается завышенной, линия талии опускается ближе к естественной. Линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры (рис. 6, справа), однобортные рединготы (рис. 6, слева) из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом (зимой — стеганные на вате или подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, покрой и форму деталей платья.

Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев (митенями)


В конце XIX века


В конце XIX века к платьям в стиле ампир добавился турнюр – конструкция, крепившаяся под юбку сзади и делавшая фигуру более объемной пониже спины. Теперь платье уже не так мешало жить, как раньше. А движение суфражисток, которые активно начали бороться за равные с мужчинами права, еще больше увеличило практичность женской одежды: платье уступило место тандему блузка + юбка. Самые же продвинутые дамы заменили юбку на шаровары, отвоевав у мужчин право носить брюки и использовав сложившуюся политическую ситуацию в своих целях.


Красота требует жертв

Платье 19 века было очень сложного покроя,создавался гибкий каркас из стальных прутов – кринолин, чтобы придать ему пышный вид и модный в то время силуэт. До того, как в середине века появился кринолин, женщинам приходилось носить до восьми нижних юбок. И даже после изобретения кринолина суммарный вес дамского костюма мог достигать пятнадцати килограммов! Основной вес платья ложился на бедра и живот, а следовательно, и на внутренние органы, сдавливая и нарушая их работу. Кроме этого, женщины носили корсеты, которые туго зашнуровывались китовыми усами, для того чтобы придать форме женского тела осиную талию. Естественно, при этом нарушалась работа лёгких, сердца и печени. Но красота требует жертв, и женщины не задумывались о своём здоровье, потому что такой стиль одежды был принят в обществе. Е.Уайт, видя бедственное положение женщин, попавших в ловушку моды, писала:


«Мои сестры, мы должны изменить свою одежду. Современный стиль женского платья во многом несовершенен, поскольку вредит здоровью женщин. Поэтому нам грешно носить тесные, сдавливающие талию корсеты, ибо они затрудняют работу сердца, легких и печени. Здоровое состояние всего организма зависит от правильного функционирования органов дыхания. Тысячи женщин подорвали свое здоровье и навлекли на себя различные заболевания, пытаясь обратить себе на пользу вредные и противоестественные вещи. Они не довольствуются тем, что сотворено природой, и, ревностно стремясь «исправить» ее и привести в соответствие со своими представлениями об элегантности, разрушают и уродуют все, созданное ею.


Многие женщины перегружают живот и бедра тяжелыми юбками. Но ведь эти части тела не были созданы для того, чтобы держать вес. Тяжелые стеганые юбки вообще не надо носить. Это большое зло, они совершенно не нужны. Женское платье должно спускаться с плеч».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: