Единый рынок электроэнергии («медная доска»). 7 электрокомпаний Калифорнии вырабатывают электроэнергии на общую сеть, любая организация может покупать электроэнергию на этом едином рынке, а также может заключать договоры с любой из генерирующих компаний | Власть штата рассчитывает общий объем всех валовых выбросов и сбросов за год для соблюдения системы ПДК, делит их на мелкие квоты, которые выставляются на свободную торговлю на специальной бирже для продаж по свободной цене. |
Всякий промышленный объект покупает на бирже необходимое количество квот по свободной цене, затем отчитываются. Если много покупателей, то цена на квоты сильно растет.
В 2001 году случился знаменитый на весь мир калифорнийский энергетический кризис. Все электростанции (в том числе и угольные) купили квоты до конца января 2001 года. В это время была очень холодная зима. Это привело к тому, что цены на топливо резко возросли, а квот и денег на топливо не хватало. Вследствие этого самые мощные энергоблоки калифорнийских электростанций встали в конце января. Не смогли запустить веерное отключение, так как нельзя было отключить льготных потребителей. Поэтому рушился рынок электроэнергии.
Результатом этого кризиса явился тот факт, что законодательство штата -неэффективное и оно требует тщательного рассмотрения и замены. Решено было построить 17 ПГУ, которые впоследствии были демонтированы и проданы в Россию. Сейчас калифорнийская система вводится в Техасе и в некоторых других штатах.
В 80-90 годы переход на европейскую систему с дополнением или вытеснением ПДК и ПДВ на удельные нормативы в России не удалось реализовать. Вторая попытка была реализована в 1993-1995 годах с введением ГОСТ на котлы (ГОСТ «Паровые котлы» от 1994 г.) Его ввели в действие с 1995 года.
В данном ГОСТе приведены удельные нормативы на выбросы вредных веществ в атмосферу (ГОСТ-Р50831-95) (табл. 4.1, 2.3, 2.4, 3.1). К большому сожалению эти требования Россия не способна выполнять, т.к.:
1. В стране за 40 лет не создана система сероочистки;
2. Не созданы эффективные горелочные устройства.
Только в последние годы выпускали электрофильтры на германском уровне.
Требования ГОСТ сильно уступают требованиям в странах ЕС по сере, оксидам азота (для сравнения: к 2016 году все котлы ЕС будут допускать выбросы оксидов азота менее 200 мг/м3). Кроме того, не все благополучно с ЗУ (в порядке только на РефтГРЭС).
Для удобства сопоставления удельные нормативы даны в разных единицах измерения:
Выбросы в мг (г)/ГДж (МВт*ч, кВт*ч), но эти единицы используются только в государственной отчетности. На практике же используют мг/м3, приведенные к определенному, желательно одинаковому, показателю.
В США, Японии и странах ЕС мг/м3 приведен к нормальным условиям (760 мм рт. ст., t=0оС) и сухих газов.
Кроме того, при сжигании твердого топлива все результаты приводятся к α=1,4 (6% - содержание кислорода в уходящих газах). При сжигании газа и мазута относят также к α=1,4 в России, США, а в странах Европы относят к α=1,17 (3% - содержание кислорода в уходящих газах).
По сравнению с европейской системой в России главной проблемой, влияющей на ухудшение состояния здоровья человека, является: 40% - вода, 15% - зола, 35% - атмосфера. В Европе следующие показатели: 10-12% - зола, 25-35% - вода, 60% - атмосфера.
Проблема защиты атмосферы самая сложная, дорогостоящая и системообразующая проблема всей биосистемы страны.