Недостаток: невозможность создания развитой восстановительной атмосферы во II зоне.
Во всех котлах, где нет высоких узких топок, эти технологии потерпели провал. Т.к. имеет место недостаточность пребывания газов в восстановительной атмосфере или неравномерность смешения во II зоне, либо подавление оксидов азота недостаточно низко, все это сопровождается недожогом и снижением кпд котла на 1-3%.
Если подавать в III зону дополнительный воздух для снижения недожогов, то не удается дожечь топливо либо из-за малых размеров зоны перемешивания в верхней части топки, либо при достаточном перемешивании газов и воздуха быстро растет температура газов в верхней части топки, что сопровождается ростом образования оксидов азота.
К концу 80-х годов установки 2-х и 3-х стадийного сжигания были демонтированы в большинстве стран (кроме России).
Специалисты американских компаний попытались решить проблему следующим образом.
Рис. 13
Для коммерческого использования эта технология оказывается непривлекательной.
|
|
Перестали делать новые крупные котлы, создавать новые технологии сжигания топлива, которые оказались и дешевле и проще.
Рис. 14 «Jenschevuald» N=500 МВт. NOx меньше 700-800 мг/м3 получить не удалось.
|
|
Рис. 15. N=500 МВт на буром угле.
Топливо сжигается при больших скоростях топлива при α <<1. вся топка встает под восстановительную атмосферу, восстановление идет ступенчато, чтобы не увеличивалось содержание оксидов азота.
Дожигание СО производится в конвективных высокотемпературных поверхностях нагрева (1992 год). В результатате CCO, СNOх=200 мг/м3 , что соответствует европейским стандартам, а механический недожог составляет 1% (против 1,2-1,3% на лучших блоках РефтГРЭС).
Кроме этого, появление этой технологии привело к тому, что в Китае перестали использовать кипящий слой и другие низкотемпературные технологии сжигания топлива (кроме горючих сланцев и отходов углеобогащения).
Эта технология получила несколько названий: двухзонное сжигание, ступенчатый ввод воздуха, стадийное сжигание в восстановительной атмосфере.
Топка котла энергоблока N=1040 МВт и отопительной нагрузкой 250 МВт самая экономичная на бурых углях (Niederausem). Высота топки составляет около 100 м, она квадратного сечения с шириной 36 м.
Горелки расположены на всех четырех стенах топки, они прямоточные, работающие на буром угле. Общая высота котла составляет 160 м. Топка башенного типа, все поверхности нагрева расположены в верхней части топки. Сейчас этот котел принадлежит компании «Alstom».
|
Рис. 16. «Westfalien» (Hamm, Hammover) два ЭБ N=760(800)МВт.
|
|
Для блоков на буром угле N=950 МВт и отопительной нагрузкой более 250 МВт используется топка с постадийно управляемым вертикальным вихрем.
|
Рис. 17. «Alstom», Sulzer, RWE.
Достоинства:
1. Увеличение времени пребывания газов во всех зонах процесса (более глубокое восстановление оксидов азота);
2. Полное заполнение топки горящим факелом, что при большом сечении и высоте означает уменьшение температуры горения;
3. Повышенная интенсивность перемешивания топлива, воздуха и дымовых газов, что позволяет повысить глубину протекания химических реакций, выразить постадийное неполное сгорание топлива;
4. Изменение расхода воздуха, топлива и углов наклона горелок, что приводит к более эффективному управлению и настройки процесса горения в широком диапазоне нагрузок.
По мнению американских инженеров на базе топок Sulzer концентрация оксидов азота сокращается до 70-100 мг/м3 .
В нашей стране попытки были в 90-х годах на котлах ЛЕНЭНЕРГО (Мерик, Шатиль). Например, на Верхнетагильской ГРЭС на котлах с помощью специальных горелок и вовлечением процесса присосов воздуха через стенку была организована эта схема (только без рециркуляции дымовых газов) с достижением желаемого результата.
На базе схемы ЦКТИ Siemens разработал аналогичную схему сжигания для транспортных газовых турбин (серии «.3А»). непревзойденность технологии была показана и отработана в 1993-1995 гг.
Американские материалы показали, что эффективным действием является выделение II зоны с подачей высокореакционных топлив в эту зону. А при переходе с малой установки на крупную снижается эффективность из-за увеличения недожога, топливо в этом случае не догорает.
Постепенно отказывались от данной технологии в пользу стадийного нестехиометрического сжигания. В топке образуется восстановительная атмосфера, топливо сжигается в нескольких стадиях, каждая из которых направлена на избирательное подавление оксидов азота. В верхней части топки после сгорания основной части топлива и газификации твердого остатка проводят дожигание топлива при α>1.
Здесь действуют 2 группы механизмов:
1. Избирательный (α<1)
- Длительная выдержка промежуточных продуктов сгорания в промежуточной восстановительной атмосфере.
На этих механизмах работают самые современные и лучшие энергоблоки мира.
В нашей стране эти технологии пытались разработать на РефтГРЭС.
Суть технологии различается и зависит от производителей установки.
Росляков (МЭИ) в 80-90 гг. установил, что при разном дефиците воздуха в факеле, разных диапазонах температур горения в факеле происходит избирательное восстановление или топливных, или термических, либо быстрых оксидов азота.
Из этой теории выделяют 4 принципа, которые можно положить в основу создания сжигания в восстановительной атмосфере с минимальным образованием оксидов азота:
a) Если топливо сжигается при α=0,9-1,0 (т.е. дефицит воздуха составляет 10%) и при t=1500 oС и ниже, то происходит минимальное образование термических NOx. В отечественной практике указанная температура не нашла подтверждения, возможно она ниже и составляет примерно t=1300 oС. Т.к. на немецких котлах топки оснащены специальным прибором, который фиксирует температуру факела, а персонал не допускает ее роста выше t=1200 oС.
b) Если топливо сжигается при α=0,8-0,9 (что соответствует дефициту воздуха 15-20%), то имеет место минимальное образование суммы быстрых и термических NOx.
c) Если топливо сжигается при α=0,65-0,75 (т.е. дефицит воздуха составляет 25-35%), то происходит максимальное образование топливных NOx.
d) Если пиролизные газы (газы выхода летучих) при воспламенении топлива сжигаются с недостатком воздуха, необходимого для их полного сгорания, то в этом случае происходит минимальное образование NOx.
|
|
Существует мнение, что летучие нужно сжигать с избытком воздуха равным ½ от необходимого.
У каждой компании своя методика и своя схема сжигания, например, Hitachi сжигает в 4-5 стадий в восстановительной атмосфере.