Наименее чувствительное снижение КПД и появление недожога происходит при сжигании природного газа. Более сложная ситуация обстоит при сжигании твердого топлива.
|
|
|
|
Рис. 7. В – воздух, Т – топливо.
Рис. 8. В – воздух, Т – топливо. Steinmuller 1968-1969 гг., в 70-е года поставили крест на данной схеме.
Рис. 9. В – воздух, Т – топливо.
Рис. 10. а) В – воздух, Т – топливо. Существует n-вариантов; б) мозаичная разбивка в зоне горения факела (Устюгов).
Устюгову удалось сократить концентрацию NOx с 700-800 мг/м3 до 100-200 мг/м3.
Рис. 11. Т – топливо
Ведущие зарубежные фирмы пришли к выводу, что снижение концентрации оксидов азота недостаточно, т.к. при этом увеличивается недожог. Предложили создать восстановительную атмосферу (CO + H2) в зоне горения факела при двухстадийном сжигании.
(!) NO + NO2 + CO + H2 = N2 + CO2 + H2О
Реализовать этот процесс оказалось сложно, т.к.:
- во-первых, скорость восстановления NOx в N2 при t=1000 oС на два порядка ниже, чем скорость образования NOx при горении. Причем, чем выше температура, тем разница скоростей выше, а при равновесной температуре t=900 oС эта разница минимальна.
|
|
- во-вторых, необходимо, чтобы концентрация восстановительной атмосферы превышала стехиометрию восстановительной атмосферы и NOx.
- в третьих, после восстановления оксидов азота, избыточный CO и H2 необходимо дожечь, причем, температура при дожигании увеличивается и снова образуются оксиды азота.
- в четвертых, перемешивание газов с восстановительной атмосферой с воздухом, необходимым для их дожигания, при t=1000 oС очень сложно выполнить, т.к. газы при этой температуре имеют вязкость в 3 раза выше, чем вязкость воздуха, а плотность в 3 раза меньше (при этом резко гаснет турбулентность потока). При t=800-900 oС резко снижается скорость окисления СО в CO2. А при t=500-600 oС уменьшается скорость окисления H2 в H2О. поэтому необходимы десятки секунд, хорошее перемешивание, в современных топках таких зон для обеспечения восстановления N2 нет. Снижение температуры с 1200 до 800oС в поверхностях нагрева проходит через несколько метров, это расстояние газы преодолевают за десятые доли секунд. Ширина топки составляет от 5-7 до 30 м и продуть ее струйками воздуха практически невозможно.
Попытка организовать частичное восстановление NOx в факеле была предпринята в конце 70-х, начале 80-х годов в зарубежных странах (трехступенчатое или трехстадийное сжигание). Эту технологию хорошо реализовывать на высоких узких топках.
Рис. 12. В3 – третичный воздух из решетки воздушных струй.
В самом лучшем исполнении эта схема выполнена на английских котлах (в том числе в Италии, Турции, Греции, США, Индия). Концентрация NOx снижается на 50-60% без сильного роста недожога (!). Потери от механического недожога составляют 6-7% (на котлах в США).
|
|
Для эффективного подавления оксидов азота необходимо предельно увеличить II зону, кроме того, полностью дожечь CO + H2 в III зоне без сильного повышения температуры уходящих газов.
Рекомендации по выполнению данной схеме были выпущены в 1985 г. В Евросоюзе.
К середине 80-х годов европейские специалисты поняли, что эта технология – тупик, нужны радикальные решения.
Три направления выхода из тупика:
1) Установка катализаторов для восстановления NOx (распространен был в 80-е годы).
2) Низкотемпературное сжигание (данный метод проигрывает по экономическим и теплотехническим показателям).
Сжигается топливо при t=850-900 oС, когда скорость образования оксидов азота равна или чуть меньше скорости восстановления NOx в N2.
Имеет следующие недостатки:
- большой недожог при сжигании твердых топлив;
- топливо надо постоянно перемешивать с воздухом, для этого используется кипящий слой (псевдоожижение), циркулирующий кипящий слой (увеличение зоны восстановительной атмосферы и обеспечение дополнительной циркуляции топлива и золы для углубленного выгорания углерода C) и вихревые технологии (циклоны прежде всего);
КИПЯЩИЙ СЛОЙ:
- всегда сложнее и дороже кипящий слой;
- трудно поддерживать процессы на оптимальном уровне;
- проблемы недожога решаются недостаточно;
- повышаются затраты электроэнергии на собственные нужды в 2-3 раза как минимум;
- NOx тоже образуются, причем больше, чем хотелось бы (вместо 100 образуется 300-400 мг/м3;
- образование топливных NOx с небольшим содержанием быстрых NOx.
ЦИКЛОНЫ:
- не удается обеспечить низкотемпературный процесс сжигания, т.к. они работают при высоких температурах;
- сильный износ;
- шлакование;
- увеличение NOx.
3) Создание новой технологии сжигания с позонным управлением механизма образования топливных, термических и быстрых оксидов азота (самое эффективное, дешевое и главное с 90-х годов по настоящее время направление).
40 лет в нашей стране пытаются организовать низкотемпературное сжигание в горящем вихре в нижней части топки (ВИР-технологии). Эти топки себя не оправдали, т.к. не обеспечивается экологическая безопасность и они экономически невыгодны. Кроме того, они являются неконкурентоспособными. Последние 2-3 года возникли вихревые низкотемпературные технологии (создание специальных топок с использованием O2) при температуре 500-800 oС (сжигание газа).