Первый уровень — соответствие стандарту:
· суть — качество продукции оценивается как соответствующее или не соответствующее требованиям стандарта;
· порядок — необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, а также инструкции и процедуры проверки качества продукции;
· инструменты — статистический контроль качества и организационная структура производства;
· недостатки — необходимость проведения обязательного контроля качества и отсутствие учета требований потребителя (рынка).
Второй уровень — соответствие использованию:
· суть — продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям;
· порядок — чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, ее качество должны обеспечивать не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса в единой системе;
· недостатки — более высокое качество приводит к более высоким затратам и, следовательно, к повышению цены на продукцию.
Третий уровень — соответствие фактическим требованиям рынка:
· суть — обеспечение высокого уровня качества при низкой цене;
· порядок — единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство; качество обеспечивается не инспекцией и высококачественным оборудованием, а скорее постоянным стремлением к повышению качества со стороны рабочих, занятых в процессе производства, так как именно рабочий, а не инженер и не специалист по управлению производит продукцию; если быстрое исправление ошибок и стремление к улучшению качества организованы на каждой ступени производства, то количество дефектов будет сведено к минимуму; такой подход именуется «контролем процесса», в котором должен участвовать весь персонал фирмы.
Четвертый уровень — соответствие скрытым (неочевидным) потребностям:
· суть — потребитель часто сам не знает, чего ему хочется. Только когда ему предлагают купить что-то оригинальное, неожиданное, он понимает, что именно это ему нравится и подходит. Единственное его сожаление заключается в том, что он раньше не знал о продукции, которая превзошла его ожидания.
Так как преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности, процветающие фирмы всего мира стремятся к достижению четвертого уровня.
Блок вопросов II.






