Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определенного периода. На спрос влияют следующие факторы: уровень доходов в обществе; размеры рынка данного товара; наличие взаимозаменяемых товаров; объективные вкусы покупателей. На рынке действует объективный закон спроса.
Закон спроса - при прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратной зависимости от цены. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается, и наоборот.
К определяющим факторам спроса относятся:
· изменение доходов потребителя. В отношении большинства товаров рост благосостояния ведет к увеличению спроса и, наоборот, в то же время спрос на одни товары и увеличивает спрос на другие;
· изменение различных форм инвестиционных расходов (процентных ставок, изменение налогового бремени);
|
|
· изменение вкусов;
· изменение числа покупателей;
· валютный курс.
Предложение - это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим удовлетворяющим производителя товара ценам. На предложение влияют следующие факторы: цена на выпускаемую продукцию, уровень прибыли; снижение издержек производства. В свою очередь сказываются и такие факторы как: а) достижения научно-технического прогресса; б) степень монополизации рынка; в) движением цен на другие товары, т. е. влияет взаимозаменяемость товаров. Предложения определяют закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством производимого и предлагаемого к продаже. Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки производства.
К определяющим факторам предложения относятся:
· цена на ресурсы. С увеличением ее увеличиваются производственные издержки, а в результате совокупное предложение понижается.
· производительность труда. С увеличением производительности можно получить больший объем продукции, т. е. предложение возрастает.
Цена - фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно утверждать про цену как денежной стоимости единицы товара. Цена - это денежное выражение стоимости товара.
|
|
Функции цены:
- мера стоимости;
- регулятор экономики;
- показатель для определения жизненного уровня населения;
- инструмент для конкуренции;
- барометр развития моровой экономики.
Ценовой механизм - термин, используемый в отношении системы свободного рынка, на котором цены действуют как автоматические сигналы, координирующие деятельность лиц, принимающих решения. Благодаря подобным свойствам система цен образует механизм, с помощью которого изменение условий спроса и предложения может оказывать влияние на эффективность.
Цены, по которым потребители хотят покупать товары и услуги, содержат информацию, о том, какова их "ценность", а те, кто назначает цену, запрашивают информацию о том, как они соотносятся с затратами. Механизм цен стимулирует распределение ресурсов в те сферы, где их ценность наивысшая, а также удовлетворение потребностей из наиболее дешевых источников. Объемы товаров, услуг. также содержат информацию при данном механизме цен. На многих рынках цена устанавливается на короткие сроки, которые на основе проданных и купленных по существующим ценам товаров извлекает информацию о том, как они изменятся в будущем.
Конъюнктура рынка — это определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом.
Выделяют благоприятную и неблагоприятную конъюнктуру.
Благоприятная (высокая) конъюнктура — характеризуется сбалансированным рынком, стабильным или растущим объемом продаж, равновесными ценами
Неблагоприятная (низкая) конъюнктура — характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров.
К показателям конъюнктуры рынка относятся:
- соотношение спроса и предложения на товары (услуги);
- тенденции развития рынка;
- уровень устойчивости или колеблемости рынка;
- масштаб рыночных операций и степень деловой активности;
- уровень коммерческого риска;
- сила и размах конкурентной борьбы;
- нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла.