Характеристика экономической системы первобытного строя

Ряду наук известно, что государство существовало не всегда. Люди, обладающие волей и сознанием, проживали в догосударственном состоянии. Этот строй назвали первобытнообщинным. Основа экономики при п-общ. строе - присваивающее хозяйство. Присвоение продуктов природы путем охоты, рыболовства и собирательства. Теория полов – разделение на мужчин и женщин. Человек не может жить один => в первобытном стаде – неупорядочен. половые связи. Появляются табу на половые связи с близкими родственниками => значит, люди обладали зачатками сознания. Значит - умеют накапливать знания, значит - умеют передавать знания в новое поколение и совершенствоваться. Существовала общественная иерархия: вожди - выделялись в жестких условиях жизни (в мирное время), военачальники - выделялись в военное время., жрецы, шаманы – группа лиц, объясняющая природные явления, старейшины – бывшие вожди и военачальники, воины – защита соплеменников.

4.Социальный строй и система управления в первобытном обществе. Первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: - они исходили от рода и выражали его волю и интересы; -они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; -в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

5. Нормативные регуляторы в первобытном обществе. Жизнь общ-ва на ранних стадиях его развития строилась на началась ествест.самоуправления, кот-ое соответ-ло Ур-ю развития самого чел-ка как сущ-ва обществе-го. Но раз возникнув, гос-во становится основным инструментом цивилизов. организации общ. жизни и ее прогресса.Основой организации первобытного общ-ва была Община-род, племя. Род-это объединение людей, Основанное на кровном родстве,а также на общности имущ-ва и труда. Это личный, а на террит. союз. Власть носила сугубо общ-й хар-р.Она исходила от рода, кот-й непоср-но формировал органы самоупр-я. Властные ф-и осущ-ли все взрослые члены рода.Органами общ-й власти при первобытном общ-ве явл-сь родовые собрания, старейшины, военнонач. Спец. Аппарата, кот-й бы занимался только управ-м общ. делами в родовой организации не было. Все основные вопросы решались Нар.Собранием. В первобыт. общ-ве дей-ли опред.правила поведения соц.нормы. Ими были обычаи(истор. Сложившиеся правила поведения), они регулировали труд, быт членов рода, сем.отношения. Не было никакого различия между правами и общ-ми Членов род.общ.ва.

6. Закономерности происхождения государства. Процесс происхождения государства в большинстве случаев проходит ряд последовательных, тесно связанных и взаимно обусловленных стадий – это значит, подчиняются каким-то общим закономерностям.

Сюда относятся: 1) большие общественные разделения труда; 2) развитие регулярного товарообмена; 3) формирование качественного имущественного неравенства; 4) количественное имущественное неравенство; 5) противоположных и противоречивых интересов и социальной напряжённости в обществе; 6) территориальной соседской общины; 7) особой системы управления, не совпадающей с обществом. В некоторых случаях последовательность этих стадий может изменяться. Например, для восточного пути развития характерно в начале образование несовпадающее с общественной мыслью системы управления, монополизация этой функции определённой группой людей, и затем использование этой системы управления для перераспределения оставшегося продукта в свою пользу и появление затем в обществе количественного имущественного неравенства, противоположных интересов и социальной напряжённости, и это привело к трансформации власти и системы управления.

Основные причины появления государства:-Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;-Необходимость организации крупных общественных работ, объединение в этих целях больших масс;-Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;-Необходимость поддержания в обществе порядка;-Необходимость ведения войн (оборонительных и захватнических).В большинстве случаев указанные выше причины действуют совокупно, в различных сочетаниях.

7. Признаки государства, отличающие его от первобытного общества:

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В её осуществлении участвовали все.

2. Разделение населения на территории, в отличие от первобытного общества, где его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени.

Другие исследователи выделяют следующие признаки государства, отличающие его от первобытного общества: 1) это социально неоднородное общество, где существуют самые разные группы людей; 2) индивиды в обществе делятся по территории их проживания; 3) новая система власти, управления; 4) общество, где управление требовало материально-финансового обеспечения (налоги с населения).

Эти признаки только в совокупности дают возможность отличить государство от первобытного общества.

8.Формы происхождения государств: на Востоке, в Афинах, в Риме, у германцев, у славян.Отличительной чертой происхождения на Востоке является то, что решающее влияние оказали природные (географические и климатические) Факторы (искусственное орошение, устойчивая и замкнутая группа управленцев, имущественное неравенство). В Древней Греции – социальное неравенство внутри общин, отразилось в реформе Салона (594г. до н.э.) – официальное разделение населения по имущественному признаку на три категории, формирование центрального управления (в Афинах, Клисфена – по территории (10 фил)).В Риме – похоже на Древнюю Грецию (внутри общины), но здесь вмешалась новая сила – plebs – представители пришедших племён (не имели права занимать служебные места, участвовать в собраниях, не участвовали в делении завоёванных земель), из этого следует двухсотлетняя борьба и реформа Тулия, который образовал новый орган власти – народное собрание (в Риме четыре новых территориальных племени). У германцев – в связи с завоеванием Западной римской Империи (разделение земли – имущественное неравенство, смешение народов), формирование государства как государства раннефеодального общества. Основная примета происхождения государства у восточных славян – образование государственности («приглашение на княжествование»), влияние варяг.

9. Возникновение права и признаки государства, отличающие его от первобытного общества. При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно от­личали их от первобытной организации публичной власти. 1. Если первобытно-общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство — на территориальной общности своих граж­дан или подданных.Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функ­ции.Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенно­му государству. 2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политичес­кий характер. Ее специфика в следующем: — если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало учас­тие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; — реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от об­щества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; — обеспечение решений политической власти осуществляет­ся с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.). Для содержания многочисленного аппарата государствен­ных служащих, представляющего политическую власть, необхо­димы налоги, сборы, различные обложения.

10. Основные концепции (теории) о происхождении государств: теологическая, патриархальная, насилия. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории: 1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана.Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплоще­ нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. 5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории утверждают, что государство возникло как ре зультат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

11.Понятие, сущность, признаки и определение государства. Вопрос о понятии сложный и древний. В широком смысле – для «обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Узкий смысл – для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Признаки: 1. Государство – организация территориальная. 2. Государство – особая организация политической власти, которая имеет специальный аппарат (механизм) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. 3. Суверенитет государственной власти, который проявляется в универсальности, в прерогативе, в наличии специальных средств воздействия, не имеющегося у других властей. Независимость государства во внешних отношениях. 4. Право (правотворчество и применение права). Действует в совокупности. 5. Налоги (Лазарев выделяет отдельно). 5. Свои символы, памятные даты, атрибуты. В юридическом смысле, государство – как юридическое лицо, «правовой феномен», своеобразная корпорация. Государство – специфическая форма управления обществом в условиях его социальной неоднородности. (Специфика проявляется в его признаках).

12. Типология развития государственности. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

13.Понятие и определение формы государства. Сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. Форма государства –это реальное выражение его сущности, а также его функции. ФГ-это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Насчитывается несколько основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные, президентские.. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В современном цивилизованном обществе принципиальных разли-чий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

14. Форма правления и её виды. Форма гос-ва - это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти, порядок их обр-я и разделение м. ними. I - 1)монархические (единоличные, наследств.): а)абс. (монарх не подотчетен никому) б)огранич. (парламентарн., конституцион.) - власть монарха огранич. констит-ей, утв. парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич. монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ. управление страной). 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские (есть премьер), верховная роль в орг-и гос. жизни  парламенту. Прав-во - из партий, имеющих >-во в парламенте. б)президентские (президент явл. также главой правит-ва, но есть и парламент - Эстония, FIN).

15. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:- из каких частей состоит внутренняя структура государства;- какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; -как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: - унитарное; - федеративное; - конфедеративное. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.---Представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: