Понятие, сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика кредита и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.

Государственный кредит функционирует в следующих формах:

1. Государственные займы – осуществляется за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, а также для получения иностранного кредита.

2. Кредиты. Они могут предоставляться в следующих видах:

а) бюджетные ссуды (инвестиционный налоговый кредит)

б) товарный кредит

в) льготные кредиты.

3. Гарантированные займы. Федеральное правительство в форме условленного государственного долга дает гарантированное обязательство под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, либо хозяйственными субъектами.

Как один из видов государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий (налогов):

1. добровольность

2. возвратность

3. платность

Государственный кредит отличается от таких основных форм, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства займы не имеют целевого назначения. Заимствование на более низких уровнях характеризуется целевой направленностью.

Функции кредита:

1. Распределительная. Здесь подразумевается формирование денежных фондов и использование. Здесь проявляется принцип возвратности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения, т.е. идет формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств, так и предприятий, организованных на стадии первичного распределения и не предназначенных для текущего потребления:

а) финансирование дефицита бюджета, т.е. после налогов это второй методов финансирования дефицита бюджета.

б) при положительном бюджетном сальдо финансируются экономические и социальные программы, и этот фактор имеет положительное значение для ускорения экономического развития страны.

Финансирование расходов капиталистического характера за счет позаимствованных средств имеет положительное значение. Финансирование перекладывается на все поколения, которые будут пользоваться этим объектом.

2. Регулирующая Государство может проводить ту или иную финансовую политику, сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, следовательно, более дорогим становиться кредит для предпринимателей. Государство, выступая в качестве кредитора и гаранта, может стимулировать ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики.

3. Контрольная.

Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами управления.

2. По месту размещения: внутренние и внешние займы.

3. По обращению на рынке:

- Рыночные (займы свободно продаются и покупаются).

- Не рыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).

4. По срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

- Закладные (обеспечены конкретным доходом или имуществом).

- Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)

6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.

Процентные займы подразумевается доход в виде начисления процента.

Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.

При поцентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть – в форме выигрышей.

Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.

Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров.

7. В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.

8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: