Под кооперированием понимаются производственные связи таможенных организаций, непосредственно вытекающие из специализации таможен и представляет собой выполнение работ одними организациями для других. Различают кооперирование по отраслевому и территориальному принципам.
Кооперирование по отраслевому принципу делится на внутриотраслевое и межотраслевое, а по территориальному - на внутрирайонное и межрайонное. Внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между таможенными организациями одного экономического района. Межрайонное кооперирование - между, таможенными организациями, расположенными в разных экономических районах страны.
Внутрирайонное кооперирование таможен способствует развитию ВЭД отдельных районов и является важным условием их комплексного развития.
Внутриотраслевое кооперирование распространено наиболее широко. Специализированные базовые таможни закупают и поставляют другим таможенным организациям материальные ресурсы. Внутренние таможни выполняют для пограничных таможен ряд процедур.
|
|
Кооперирование в таможенном деле вытекает из непрерывного таможенного контроля и оформления, когда этот процесс осуществляется (начинается и завершается) рядом таможенных организаций. Для понимания этого необходимо рассмотреть ряд режимов и процедур таможенного контроля и оформления (режимы переработки, транзита, реэкспорта, реимпорта, временный ввоз - вывоз и др.). Это кооперирование может быть межрайонным (между таможнями различных РТУ), внутрирайонным (между таможнями одного РТУ), внутритаможенным (между подразделениями одной таможни).
Что касается межотраслевого кооперирования, то сюда можно отнести кооперирование таможенных органов с другими правоохранительными органами (ФСБ, погранслужбой, МВД), со смежными организациями и, прежде всего с МПС, другими перевозчиками товаров и транспортных средств, службами фитосанитарного контроля и другими.
Основные программные продукты, используемые таможенными органами при проведении таможенных операций и таможенного контроля товаров – назначение и функциональные возможности комплексной автоматизированной системы таможенного формирования (КАСТО). |
Таможенные органы принимают документацию в формализованном виде. Для данных целей используется программный продукт КАСТО «АИСТ М» - автоматизированная информационная система таможни в части применения технологии представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений в электронной форме c использованием сети «Интернет». Система АИСТ-М представляет собой комплексную, взаимоувязанную законченную задачу автоматизации совершения операций с товарами и получения всевозможных форм отчетности. Система охватывает все уровни сбора информации: таможенные посты, таможни, региональные управления.
|
|
АИСТ-М предназначается для:
· автоматизации управления процессом документального таможенного оформления и таможенного контроля;
· контроля движения документов в процессе таможенного оформления, а также аудита действий должностных лиц таможенных органов;
· обеспечения прозрачности процесса таможенного оформления для руководящего звена, а также для участников внешнеэкономической деятельности;
· обеспечения форматно-логического контроля электронных копий документов, применяемых в таможенной деятельности;
· обеспечения контроля, в том числе вторичного, правильности начисления и своевременности уплаты таможенных платежей;
· обеспечения гибкого подключения различных информационно-справочных баз данных;
· обеспечения информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности в части документального таможенного оформления товаров и транспортных средств.
АИСТ-М состоит из трех подсистем: АПС "Администрирование"; АПС "Оперативное информирование"; АПС "Таможенное оформление".
АС "АИСТ-М" реализует следующие функции:
§ управление и визуальное представление хода документального таможенного оформления товаров и транспортных средств;
§ прием и регистрацию электронных копий документов (в том числе таможенных), необходимых для таможенных целей;
§ форматно-логический контроль электронных копий документов (в том числе таможенных), необходимых для таможенных целей;
§ автоматизированный контроль соблюдения требований и условий заявленной таможенной процедуры;
· автоматизированный контроль поступлений платежей участников ВЭД;
· контроль наличия задолженности уплаты таможенных платежей;
§ контроль правильности начисления и своевременной уплаты таможенных платежей;
§ автоматизированный контроль сроков таможенного оформления и сроков хранения грузов на таможенном складе, учрежденном таможенным органом;
§ автоматическое информирование руководства таможенного органа и участников ВЭД о ходе оформления таможенной декларации;
§ автоматизированный контроль выпуска определенных товаров согласно акту таможенного досмотра;
§ формирование и актуализация нормативно-справочной информации (НСИ) на уровне таможенного поста и таможни;
· формирование произвольных аналитических отчетов;
· разграничение доступа к данным и операциям.