Кооперирование – это форма длительных производственных связей предприятий, совместно изготовляющих сложный продукт.
Кооперирование предприятий неотделимо от специализации промышленности – это две стороны общего процесса развития общественного производства. Специализация производства приводит к кооперированию специализированных предприятий, т.е. к тесному сотрудничеству по совместному изготовлению общего для них готового продукта.
Каждое из таких предприятий не производит готового к потреблению продукта и только в результате их совместной деятельности может быть изготовлена продукция. Это определяет необходимость строгой согласованности между предприятиями в отношении количества и сроков изготовления каждой части (детали) общего продукта. Каждое кооперируемое предприятие производит специализируемую часть или деталь продукта, необходимую не вообще национальной экономике, а совершенно конкретному предприятию-потребителю, по существу являющемуся заказчиком. Поэтому создается возможность и необходимость приспособления производственного процесса каждого предприятия-поставщика к техническим условиям заказчика-потребителя.
Развитие специализации и расширение производственных связей в рыбной отрасли сопровождается формированием интегрированных систем кооперирования – групп взаимосвязанных отраслей (например, добыча и обработка рыбы), территориально-производственных и иных комплексов (обеспечение флота ремонтом, тарой, сетеснастными материалами и т.д.) с устойчивыми внутренними связями изготовителей и потребителей.
Производственные связи между рыбохозяйственными предприятиями возникают непрерывно в течение всего технологического процесса производства продукции и её реализации. Так, добывающие суда сдают на плавбазы рыбу-сырец. Если для добывающей организации это конечный цикл ее производственного процесса, то для обрабатывающей – начальный. Потребность кооперирования между отдельными между отдельными предприятиями рыбной отрасли зависит от их специализации.
Для добывающе-обрабатывающих судов (БМРТ и др.) кооперирование, как правило, ограничено поставками готовой продукции одного вида обработки для реализации или переработки в продукцию другого вида обработки. У таких судов наиболее тесные производственные связи возникают с транспортными и сбытовыми организациями и рыбными портами. Специализированные добывающие суда в своей производственной деятельности взаимодействуют с обрабатывающими предприятиями.
Различают несколько форм кооперирования:
· Внутрирайонное;
· Межрайонное;
· Внутрирайонное и межотраслевое.
В соответствии с существующими видами специализации различают три вида кооперирования: агрегатное, подетальное, технологическое.
Агрегатное кооперирование широко распространено в судостроении. Сложность современных судов обуславливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Крупные судостроительные верфи получают агрегаты судна и монтируют их.
Подетальное кооперирование состоит в том, что головной завод получает от смежных предприятий детали и узлы.
Технологическое кооперирование заключается в том, что одно предприятие поставляет другому полуфабрикаты или выполняет отдельные операции (например, плавучие базы могут доставлять для береговых рыбообрабатывающих предприятий полуфабрикат соленой сельди).
Уровень кооперирования предприятия характеризуют два основных показателя:
1) число предприятий-смежников, поставляющих полуфабрикаты и комплектующие изделия данному предприятию (при прочих равных условиях);
2) коэффициент кооперирования, определяемый как отношение стоимости заготовок, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны, к общим затратам предприятия на изготовление товарной продукции по полной производственной себестоимости.
Экономия или убыток от изменения кооперируемых поставок образуются из экономии или перерасхода транспортно-заготовительных затрат и разницы цен на кооперируемую продукцию. Экономия от кооперируемых связей (Эк) определяется по формуле:
(3.3) |
где С – полная производственная себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката и т.д.), передаваемого для изготовления на специализированные предприятия, грн.;
Ц – оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия, грн.;
Тз – транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изделия, грн.;
В – количество изделий, впервые получаемое по кооперации в планируемом году, шт.
Одна из форм кооперации, наиболее присущая рыбной отрасли, - это комбинирование.
Комбинирование – заключается в соединении в одном крупном предприятии производств разных отраслей промышленности. Продукты или отходы одного производства, служащие сырьем для другого производства, органически связаны между собой в технологическом, энергетическом, экономическом и организационном отношении и составляют единый производственный комплекс.
В современной промышленности комбинирование выступает в трех формах: последовательная переработка сырья; использование отходов производства; комплексная переработка сырья.
В пищевой промышленности комбинирование базируется на комплексном использовании сырья. Это вызвано прежде всего многокомпонентностью сырья.
Комплексное использование сырья – процесс промышленной переработки, в результате которого наиболее полно и всесторонне используется сырье для получения разнообразной продукции.
В рыбной отрасли комплексное использование сырья сдерживается из-за наличия мелких предприятий.
В рыбной отрасли существуют три типа комбинатов: рыбообрабатывающие, которые принимают для обработки рыбу-сырец от других предприятий; комбинаты, занимающиеся не только обработкой, но и добычей рыбы; плавучие рыбокомбинаты.
Экономическую эффективность комбинирования производственных процессов определяют путем сравнения технико-экономических показателей комбинированных и некомбинированных производств, для расчета применяют формулу:
(3.4) |
где Ск – среднегодовые текущие издержки производства по комбинату с учетом затрат на транспортировку продукции потребителю;
Скi – то же, без включения данного производства;
Сзам – то же, в заменяющем варианте (изолированное производство);
Кн – капитальные вложения в комбинат;
Ккi – то же, без включения данного производства;
К зам – то же, в заменяющем варианте;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Комбинирование позволяет сократить транспортные издержки на доставку сырья и полуфабрикатов, в некоторых комбинатах – расходы, связанные с перевозкой отходов; сократить длительность производственного цикла; снизить необходимые запасы сырья и полуфабрикатов на разных стадиях производственного цикла и себестоимость продукции.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности размещения рыбного хозяйства?
2. Отчего зависит специализация экономических районов?
3. В чем заключается экономическое обоснование выбора района и пункта строительства предприятий рыбного хозяйства?
4. Каким образом сезонные факторы рыболовства влияют на размещение рыбодобывающего производства?
5. Какова специфика специализации и концентрации в рыбной отрасли?
6. Перечислите основные показатели уровня специализации предприятий и судов флота рыбной отрасли.
7. Каково экономическое значение специализации в рыбной отрасли?
8. Перечислите основные формы концентрации рыбопромышленного производства.
9. Каковы особенности кооперирования добывающе-обрабатывающих судов?
10. Каковы формы кооперации рыбохозяйственных предприятий?
11. Опишите преимущества комбинирования предприятий рыбной отрасли.
Рекомендуемая литература: [1], [9], [15], [20], [21], [23].