Укажите правильный ответ.
1. Чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла, проявляющееся в осознании человеком того, что реализовано главное дело его жизни, включая работу, достижения и семью:
а) самоактуализация;
б) самореализация;
в) эгоидентичность;
г) эгоинтеграция;
д) индивидуализация.
2.Экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам:
а) креативность;
б) эвристичность;
в) мудрость;
г) эрудированность;
д) системность знаний;
3. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого:
а) эгоцентризм;
б) целотность эго;
в) «образ Я»;
г) индивидуализация;
д) катарсис старости;
4. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:
|
|
а) В.В.Фролькисом;
б) И.В.Давыдовским;
в) А.А.Богомольцем;
г) И.И.Мечниковым;
д) В.Альперовичем.
5. По мнению Б.Д. Карвасарского, наименее эффективными в психотерапевтической работе с пожилыми людьми являются:
а) методы бихевиоральной психотерапии;
б) методы интерперсональной психотерапии;
в) глубинно-психологические и психоаналитические методы;
г) методы поддерживающей психотерапии;
д) тренинг когнитивных умений;
6. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
а) эйфория;
б) фрустрация;
в) тревожность;
г) возрастно-ситуативная депрессия;
д) ипохондрическая фиксация;
7. Термин «успешное старение», широко используемый в зарубежной геронтологической литературе, предполагает:
а) созерцательное отношение к жизни;
б) обретение навыков совладания с внешними и внутренними условиями старения;
в) способность довольствоваться малым;
г) разумное ограничение активности как физической, так и социальной;
д) подготовку к «ино-бытию»;
8. В условиях нормального старения изменение ядра личности:
а) не происходит;
б) имеет место, но не является патологическим;
в) зависит от стратегии адаптации к старости;
г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции;
д) не было предметом экспериментальных исследований;
9. Наиболее развитой психологической теорией старения является:
а) теория «программированного» старения;
б) теория «непрограммированного» старения;
в) психоаналитическая теория старения;
г) теория старения, выдвинутая гуманистической психологией;
д) в настоящее время не существует обобщенной психологической теории старения.
|
|
10. По данным американских исследователей, наиболее дефицитарным видом памяти в старости является:
а) кратковременная память;
б) долговременная память;
в) память на отдельные события;
г) оперативная память;
д) иконическая память.
11. Старость-это период:
а) инволюции на биологическом и психологическом уровнях;
б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне;
в) возможного развития личности;
г) стабилизации на уровне познавательных процессов;
д) неизбежной деградации личности.
12. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:
а) вербальный интеллект целиком сохраняется на прежнем уровне, а невербальный интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
б) невербальный интеллект целиком сохраняется на прежнем уровне, а вербальный интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
в) все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюци;и
г) интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти;
д) интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процессов;
13. Личность в старости:
а) однозначно изменяется в плане «заострения»личностных черт;
б) может не претерпеть существенных изменений в случае оптимального старения;
в) неизбежно деградирует;
г) неизменно характеризуется стабилизацией личностных черт;
д) не была предметом системных психологических исследований
14. Сохранность личности в старости связана:
а) с хорошим уходом и питанием;
б) спокойным образом жизни;
в) сохранностью здоровья;
г) жизнью в кругу семьи;
д) сопротивлением условиям, благоприятствующим социальной изоляции, вовлеченностью в социально значимую деятельность.
15. Вопрос о смысле жизни для людей пожилого возраста:
а) утрачивает смысл;
б) является сущностным;
в) является болезненным;
г) является индифферентным;
д) является формальным.