Практические задания. 1. Составьте конспект предложенного материала

1. Составьте конспект предложенного материала

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Настал момент представить инвалидность не как проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и – особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:

- в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

- в передвижении;

- в общении;

- в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

- в возможности получать знания;

- в трудоустройстве;

- в комфортных бытовых условиях;

- в социально-психологической адаптации;

- в материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.

Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало-со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.

Собственные наблюдения и анализ социально-психологических особенностей молодых людей, больных ДЦП, позволили выделить четыре основных типа адаптации этих инвалидов к обществу:

Активно-позитивный тип характеризуется стремлением к поиску самостоятельного выхода из негативных жизненных ситуаций. У молодых инвалидов, относящихся к этому типу, благоприятный внутренний настрой, достаточно высокая самооценка, оптимизм, заражающий других, энергичность и самостоятельность суждений и поступков.

Пассивно-позитивный тип характеризуется наличием у молодых инвалидов низкой самооценки. При пассивно-позитивном типе адаптации существующее на данный момент положение, в котором находится инвалид (например, постоянная опёка близких), его устраивает, поэтому наблюдается отсутствие стремления к переменам.

Пассивно-негативный тип. У молодых людей присутствует неудовлетворённость своим положением и вместе с тем отсутствует желание самостоятельно улучшить его. Всё это сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, ожиданием глобальных катастрофических последствий даже от незначительных бытовых неурядиц.

Активно-негативный тип. Присутствующие здесь психологический дискомфорт и неудовлетворённость собственной жизнью не отрицают желания изменить ситуацию к лучшему, но реальных практических последствий это не имеет в силу влияния различных объективных и субъективных факторов.

2. Обобщающий тест

1.Психология как самостоятельная наука оформилась:

а)в 40-х гг. 19 века;

б) в 80-х гг. 19 века;

в)в 90-х гг. 19 века;

г)в начале 20 века

2. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

б)структурализму;

в)бихевиоризму;

г)психоанализу

3. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
а)С.Л.Руби;нштейн;

б)А.Р. Лурия;

в) П.Я. Гальперин;

г)А.Н.Леонтьев

4. Психический процесс сознания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а)ощущением;

б)восприятием;

в)мышлением;

г) воображением

5. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

а)медицинская;

б)социальная;

в) возрастная;

г)общая

6. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

а)дифференциальная;

б) социальная;

в)педагогическая;

г)общая

7. Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:

а)поза, мимика, интонация;

б)установка;

в)ощущения;

г)ожидания

8. Основной характеристикой деятельности не является:

а)предметность;

б)субъектность;

в)социальность;

г) непрерывность

9.В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как:

а)объективные;

б)не направленные на цель;

в)волевые;

г) немотивированные

10. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

а)операцией;

б)действием;

в) деятельностью;

г)умением

11. По А.Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:

а)поведение;

б)жест, мимика;

в) действие;

г)активность

12. Основной единицей анализа деятельности выступает:

а)операция;

б) действие;

в)мотив;

г)цель

13. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение, называется:

а)потребностью;

б)мотивом;

в) целью;

- г)задачей

14. По Э. Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:

а)от 11 до 20 лет;

б)от 20 до 40-45 лет;

в) от 40-45 до 60 лет;

г)свыше 60 лет

15. По Э. Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии:

а)половой зрелости;

б) ранней взрослости;

в)средней взрослости;

г)поздней взрослости

16. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, - это

а)мышление;

б) интеллект;

в)эвристика;

г)гипотеза

17. Сквозным психическим процессом считается:

а)восприятие;

б) внимание;

в)воображение;

г)мышление

18. Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:

а)память;

б) восприятие;

в)воображение;

г)представление

19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:

а)биопсихической;

б)социальной;

в)психологической;

г)социально-психологической

20. Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:

а)непосредственное;

б)опосредованное;

в)сознательное;

г)рациональное

21. переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:

а)когницией;

б)э моцией;

в)акцией;

г)имажинацией

22. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это:

а)горе;

б) стыд;

в)гнев;

г)страх

23. Показателем аффекта является:

а)незначительное изменение сознания;

б)нарушение контроля воли за своими действиями;

в)сохранение самообладания;

г) сохранение контроля воли за своими действиями

24. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:

а)собственной эмоцией;

б)аффектом;

в) настроением;

г)чувством

25. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т.е. без решающего смыслового влияния, называется:

а)внушением;

б)идентификацией;

в)з аражением;

г)подражанием

26. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется:

а)мнительностью;

б)эмпатией;

в) сензитивностью;

г)тревожностью

27. Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости – это:

а)гипертония;

б)гипертомия;

в) гипомания;

г)гипермнезия

28. Сильной, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

а)аффектом;

б) страстью;

в)настроением;

г)чувством

29. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):

а)темперамент;

б)характер;

в)способности;

г)направленность

30. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, -это:

а)темперамент;

б)характер;

в)способности;

г) направленность

31. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а)интропунитивный;

б) интровертированный;

в)экстравертированный;

г)экстрапунитивный

32. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а)интровертированного;

б) экстравертированного;

в)интропунитивного;

г)шизоидного

33. Характеристика личность, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту, длительность и разнообразие выполненных действий, называется:

а)эмоциональностью;

б) активностью;

в)саморегуляцией;

г)самостоятельностью

34. Ответственность за возникновение фрустирующей ситуации приписывается другим людям при типе реагирования:

а)интропунитивном;

б) экстрапунитивном;

в)интровертированном;

г)экстравертированном

35. Важнейшее условие эффективности применения психотехнологий в практической социальной работе:

а)изучение медицинской карты;

б)изучение уровня интеллектуального развития;

в) глубокое понимание и учет социально-психологических и личностных особенностей;

г)учет некоторых черт характера

36. Суть психологической реабилитации детей-инвалидов состоит в:

а) снятии нервно-психического нарушения;

б)коррекции самооценки;

в) развитии психических функций;

г)формирование самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции, преодоление отчужденности;

+ преодоление пассивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: