Финансы и финансовая система. Государственный бюджет и его структура

Финансы— это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов, или другими словами финансы представляют собой различные денежные фонды субъектов экономической деятельности. Выделяют два основных уровня финансов: финансы государства и финансы частных предприятий, организаций, физических лиц. Данные уровни связаны между собой налоговой и кредитно-банковской системами. Важнейшая часть финансовых отношений - это финансы государства, которые включают четыре звена: государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специализированные правительственные фонды. Основой системы государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти и обязателен для исполнения.

Государственные расходы могут подразделяться на виды по нескольким классификационным признакам. Расходы государства по целям могут быть разделены на расходы на политические цели, расходы на экономические цели и расходы на социальные цели. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг, трансферты, выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга.

При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из расходов на государственное потребление и государственных инвестиций. Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. Когда доходы бюджета превышают расходы, это называется профицитом (излишком) государственного бюджета. Когда доходы равны расходам, бюджет называется сбалансированным, если доходы бюджета меньше, чем расходы имеет место дефицит государственного бюджета.


Дефицит государственного бюджета бывает: структурным, представляющим собой разницу между величинами расходов бюджета и доходов бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения; фактическим дефицитом, равном разности между величинами расходов и доходов бюджета, фактически полученных в условиях существующей экономической ситуации и существующей системы налогообложения; циклическим дефицитом или разности между фактическим и структурным дефицитами.

По отношению к состоянию государственного бюджета выдвигается три концепции государственного бюджета. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что расходы бюджета должны быть равны доходам каждый независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла, а не годового периода. Однако фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. Концепция "функциональных финансов", согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет, он должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Подобные рецепты регулирования экономики в большинстве развитых стран бюджета превратили к середине 1970-х хронический дефицит в серьезную макроэкономическую проблему.

2. Налоговая система. Принципы налогообложения и виды налогов.

Налог — это изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги представляют собой основной источник доходов государства, которое должно иметь средства для выполнения своих функций.

Налоговая система включает в себя: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Принципы налогообложения сформулированы еще А.Смитом в 18 веке, по мнению которого, налоговая система должна быть справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных), понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он), удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику), недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов). В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности и справедливости.

Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямые налоги — это налоги на доходы от факторов производства и имущество, взимающиеся с денежных сумм, полученных экономическими агентами, прежде всего в качестве факторных доходов, или с денежной оценки принадлежащего ему имущества. К прямым налогам относятся личный подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество и др. Здесь налогоплательщик (тот, за счет средств которого оплачивается налог) и налогоноситель (тот, кто непосредственно выплачивает налог государству) — это один и тот же агент.

Косвенные налоги — это налоги на товары, услуги и виды деятельности, представляющие собой часть цены (надбавку к цене) товара или услуги. Эти налоги входят в стоимость покупок, носят неявный характер и выступают налогами на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог, таможенная пошлина. В данном случае налогоплательщик и налогоноситель налога - разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги, а налогоносителем — фирма, которая произвела этот товар или услугу.

В макроэкономике налоги также делят на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги — это налоги, которые не зависят от уровня дохода и дают одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода. Подоходные налоги — это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода

В зависимости от способа установления средней налоговой ставки, различают следующие три типа налогов. Пропорциональные налоги — это тип налогов, по которым средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода и сумма налога пропорциональна величине дохода. Прогрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги дают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста. Регрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. При увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается. Все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

3. Виды и эффективность налогово-бюджетной политики.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию — это поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, т.е. государственные закупки, трансферты и налоги соответственно. Поэтому, более правильно называть фискальную политику бюджетно-налоговой политикой, тогда как фискальной является всего лишь одна из ряда функций налогов.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Мерами стимулирующей фискальной политики выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов. При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения, поэтому данные инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; снижение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику, различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики, что отражается в государственном бюджете.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций); косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период подъема. Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, отсутствует необходимость принятия правительством специальных решений для введения их в действие. Но встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики, не обеспечивая полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.

Фискальная политика имеют ряд достоинств, к которым относятся эффект мультипликатора, отсутствие внешнего лага (внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения) и наличие автоматических стабилизаторов.

К проблем и противоречиям, снижающим эффективность фискальной политика относятся эффект вытеснения, существенное ослабление мультипликативного эффекта в условиях, близких к уровню полной занятости, наличие внутреннего лага (внутренний лаг — это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении), неопределенность (проблема идентификации экономической ситуации и проблема определения величины необходимого изменения инструментов государственной политики в каждой данной экономической ситуации) и возможный дефицит государственного бюджета.

4. Бюджетный дефицит и государственный долг:

причины, виды и способы регулирования

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита); за счет займа у населения своей страны (увеличение внутреннего долга) и за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (увеличение внешнего долга).

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что центральный банк выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинство такого способа состоит в том, что рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и объема производства. Кроме того, эту меру можно осуществить сравнительно быстро. Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что он способствует инфляции.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги, продает их населению, а полученные средства использует для покрытия дефицита. Достоинства этого способа: в краткосрочном периоде это неинфляционный способ; это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и продажу государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Недостатки этого способа: по долгам надо платить. Выплата процентов по государственным ценным бумагам называется обслуживанием государственного долга; данный способ в долгосрочном периоде может обусловить высокую инфляцию; эффект вытеснения частных инвестиций. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к сокращению инвестиционных ресурсов и как следствие инвестиций частных фирм, в т.ч. из-за роста ставки процента по кредитам.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа представляет собой заимствование у других стран или международных финансовых организаций. Достоинство этого метода - возможность получения крупных сумм, если внутренний заем невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции. Недостатки этого способа: необходимость возвращения и обслуживания долга; невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга; необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания; возможность истощения золотовалютных резервов страны при дефиците платежного баланса.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг — это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций. Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП (несмотря на его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга к объему ВВП (доля долга в ВВП) или более точный показатель отношения темпов роста долга к темпам роста ВВП. При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Правительство не может обанкротиться, так как если оно не погашает, то рефинансирует долг. Рефинансирование заключается в выпуске новых государственных займов и появлении новых долгов для погашения старых, т.е. по сути это создание финансовой пирамиды. Кроме того, правительство может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в следующем: снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора; перераспределяется доход от частного сектора к государственному; усиливается неравенство в доходах; рост ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций; создается угроза высокой инфляции в будущем; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов; дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением; может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. При невозможности финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита платежного баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что: выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижается эффективность национальной экономики; бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения; при хроническом дефиците платежного баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны и валютного кризиса; возникает опасность долгового кризиса.

Б8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: