В данной главе рассматриваются только те предлоги, которые не употребляются учащимися в устной речи или смешиваются с другими. Например, наиболее часто учащиеся пропускают предлоги в, на, к и др., предлог из заменяют предлогом с («пришел со школы», «вернулась с магазина», «приехал сКиева» и т. п.) Сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из («выскочила из пола» вместо выскочила из-под пола, «выбежал из куста» вместо выбежал из-под куста и т. п.).
получится.)
Логопеду следует учесть, что при работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения.
По мере того как дети учатся понимать значение изучаемых предлогов и правильно употреблять их, в задания постепенно включают другой предлог, ранее не изучавшийся. Параллельно с работой над правильным употреблением предлогов в занятия включаются задания, подводящие учащихся к практическому усвоению правила о раздельном написании предлогов со словами.
|
|
Все задания рассчитаны на устное выполнение. На более поздних этапах работы (с учащимися 2—4-х классов) логопед может использовать их в письменных упражнениях.
Включая в перспективный план работу с предлогами, логопед должен учитывать данные, полученные при обследовании учащихся, и планировать работу только с теми предлогами, которые вызывают затруднения у учащихся данной группы.
Конспект занятия
Тема. Предлоги.
Цель. Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи.
Оборудование. Карандаши, предметные картинки на доске, изображающие куб и шар, находящиеся в разных положениях.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать по одному предложению из трех слов.
II. Предлог как самостоятельное слово.
Логопед предлагает ученикам выполнить задания:
Положите карандаши на стол. Положите карандаши на книгу. Положите карандаши под книгу. Положите карандаши... книгу.
Логопед. Вы затрудняетесь выполнить это задание только потому, что я пропустила одно маленькое слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила.
Затем логопед говорит: «Положите карандаши на книгу. (Задание выполняется.) Положите карандаши... книгу. Какое пропущено слово?» (На.)
Далее повторяются те же задания, предлоги не называются. Ученики каждый раз называют пропущенный предлог.