Габриэль Гарсия Маркес рассказывает о себе // ИЛ. 1988. № 3.
Критическая литература
· Андерсон Дж.Л. Почему замолчал Габриэль Гарсиа Маркес? // Лит.газ. 2000. № 10.
· Андреев В Власть одиночества и одиночество власти // Гарсия Маркес Г. Сто лет одиночества. – СПб., 2000.
· Андреев В. "Постигнет правду обреченный" (О ранних рассказах Габриэля Гарсии Маркеса) // Лат Америка. 1996. № 1.
· Андреев В. Послесловие // Г.Маркес. Сто лет одиночества. – Л., 1988.
· Андреев В. По реке Магдалене к Карибскому морю // Звезда. СПб. 1996. № 1.
· Аннинский Л.А. Феномен Гарсия Маркес: соблазн и опыт // Лат.Америка. 1987. № 8.
· Гачев Г. Национальные образы мира. – М., 1988.
· Груздева Н., Злобина Е. Феномен Гарсия Маркес: парадоксы прочтения // ИЛ. 1988. № 3.
· Доведено дело до конца // Огонек. 1987. № 34.
· Земсков В. Гарсия Маркес: Очерк творчества. – М., 1986.
· Земсков В. Латиноамериканский вариант: (К дискуссии о закономерностях развития литературы в ХХ веке в журн. «Лит. обозр.») // Лит. обозрение, 1984, № 5.
· Земсков В. Предисловие // Г.Маркес. Избранные произведения. – М., 1989.
· Земсков В. Предисловие // Г.Маркес. Осень патриарха: Роман. – М., 1978.
· История литератур Латинской Америки. Кн.1. – М., 1985.
· Кобо Х. Самоизгнания Габриэля Гарсиа Маркеса // Новое время. М. 1997. № 10.
· Кобо Х. Чего стоит слово Гарсии Маркеса в схватке с насилием // Лит.газ. 1997. № 45.
· Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997.
· Кутейщиков В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман: 50 – 60-е годы. – М., 1976.
· Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки ХХ века. – М., 1976.
· Осповат Л. Обаяние мифа, бесстрашие смеха: Заметки о новом латиноамериканском романе 70-х годов.// Литер.обозр., 1981, № 12.
· Осповат Л. Предисловие // Г.Маркес. Сто лет одиночества. – Кишинев, 1981.
· Писатели Латинской Америки о литературе. – М., 1982.
· Писатели Латинской Америки о своем творчестве.// Вопр.лит., 1982, № 10.
· Проблемы латиноамериканского романа: Статьи.// Вопросы литературы, 1984, № 7.
· Светлакова О.А. Новое богословие Габриэля Гарсиа Маркеса. К 70-летию со дня рождения // Лат.Америка. 1998. № 9.
· Столбов В Послесловие // Г.Г.Маркес. Сто лет одиночества. – Йошкар-Ола, 1988.
· Столбов В. Послесловие // Г.Г.Маркес. Полковнику никто не пишет. – М., 1992.
· Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.
· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.
· Чигарева Е. Послесловие // Г.Маркес. Палая листва: Повести, роман. – Кемерово, 1989.
· Шемякин Я.Г. Латиноамериканская литература и христианство. // Латинская Америка. – 1998. - № 9 – с.51 – 58.
· Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1988.
· Ялтов В. Предисловие // Г.Маркес. Недобрый час: Роман и рассказы. – М., 1975.
Занятие 6. ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПРОЗА Х. Л. БОРХЕСА
План
1. Основные положения постмодернистской парадигмы.
2. Творческая биография Х.Л.Борхеса. Фомирование мировоззрения, религиозно-философских и эстетических взглядов Борхеса. Специфика влияния западноевропейской культуры.
3. Концепция философии и истории культуры в творчестве Борхеса.
4. Проблема интертекстуальности; Образы ризомы, лабиринта, библиотеки, зеркала.
"Сад расходящихся тропок", "Вавилонская библиотека"
4. Текст в тексте и особенности взаимодействия текстов:
"Вавилонская библиотека" (Вольтер),
"Три версии предательства Иуды" (Достоевский),
"Сообщение Броуди" (Свифт)
5. Культурологические парадоксы и интеллектуальная метафоричность в рассказах
"Вавилонская библиотека" – метафора Космоса и культуры,
"Пьер Менар, автор "Дон Кихота" – метафора художественного сознания,
"Тлен, Укбар, Orbis Tertius" – метафора мировой культуры.
6. Жанровой своеобразие прозы Борхеса. Детектив, авантюрность, культурологическая перспектива, мистификация.
Задание по новелле "Вавилонская библиотека"
1. Рассмотрите поэтику заглавия "Вавилонская библиотека", характер аллюзий. Какие ассоциации включаются в сопряжение словесно-образного сочетания "вавилонская библиотека"?
2. Какая тема вводится в новеллу использованием эпиграфа из "Анатомии меланхолии" (1621) Р.Бертона: "Это искусство позволит вам продумать различные комбинации из 23 букв"?
3. В чем смысл метафоры "Вселенная - библиотека"?
4. В чем заключается метафорическое значение "игры", "классификации", "лабиринта", "зеркала" и принципы их взаимодействия.
5. Мотив "книги" и его вариации.