Х.Л.Борхес. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Три версии предательства Иуды. Сообщение Броуди. Алеф. Вымыслы. Хитросплетения. Всеобщая история бесчестья. Пьер Менар, автор «Дон Кихота».Тлен, Укбар, Orbis Tertius.
Критическая литература
· Амусин М. О несходстве сходного // Октябрь. 20000. № 2.
· Багно Вс. Хорхе Луис Борхес, или тысяча и одно зеркало культуры // Борхес Х.Л. Коллекция; Рассказы, Эссе, Стихотворения, - СПб, 1992.
· Богомолова Н. Приближение к герою // ИЛ. 1988. № 8.
· Дубин Б. Борхес: предыстория // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2000. Т.1.
· Дубин Б. Зрелость, слепота, поэзия // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2000. Т.2.
· Дуьин Б. Символы и повторения // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2001. Т.3
· Дубин Б. Вступительная статья.// Х.Л.Борхес. Сочинения: В 3-х т. - М., 1997.
· Дубин Б. Хорхе Луис Борхес. Писатель, написанный книгой // Новое время. 1999. № 48.
· Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост и ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999. С.401 – 413.
· Земсков В Незрячий провидец // ИЛ. 1988. № 10.
|
|
· Кантор В. Люди, книги и лабиринты Хорхе Луиса Борхеса // Новый мир. 1985. № 12.
· Картер А. Борхес – классификатор // Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. – М., 2000.
· Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л.Борхеса. // Текст в тексте: Труды по знаковым системам. – Тарту, 1981.
· Петровский И.М. Бесконечность, бог и Борхес // Наука и религия. 1987. № 9.
· Петровский И.М. Феномен Борхеса // Борхес Х.Л. Письмена бога. – М., 1994. С.5 – 24.
· Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса. // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1980.
· Тертерян И. Предисловие.// Х.Л.Борхес. Проза разных лет. – М., 1989.
· Тертерян И. Предисловие.// Х.Л.Борхес. Юг: Рассказы. – М., 1984.
· Тертерян И. Человек, миф, культура в творчестве Борхеса // Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.
· Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие. // Узоры симметрии – М., 1980.
· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.
· Ямпольский М.Б. Метафора Борхеса. // Латинская Америка.1989. № 6.
· Статьи М.Бланшо, Пола де Мэна, Дж.Стайнера, Л.Шаши, Э.Сабаты, Дж.Апдайка в цикле «Портрет в зеркалах: Борхес»// Иностранная литература, 1995, № 1.
Занятие 7. ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТВОРЧЕСТВО ЯСУНАРИ КАВАБАТА. РОМАНЫ "ТЫСЯЧЕКРЫЛЫЙ ЖУРАВЛЬ" И "СТОН ГОРЫ".
План
1. Основные философские и эстетические концепции в японской литературе ХХ века.
2. Особенности национального менталитета и его отражение в литературе.
3. Проблема традиций и новаторства.
4. Творческая биография Ясунари Кавабата и его место в японской литературе ХХ века.
5. Роман "Тысячекрылый журавль". Идейно-художественный анализ.
|
|
6. Роман "Стон горы".
Задание 1:
· История создания и смысл названия романа "Тысячекрылый журавль".
· Сюжетно-композиционные особенности романа. Повествовательная манера писателя. Автор. Рассказчик. Система персонажей.
· Чайная церемония "тядо" как отражение духовного и эстетического чувства японцев и как способ слияния с природой.
· Основные принципы "тядо" – гармония, почтительность, чистота и спокойствие.
· "Тядо" как средство просветления и постижения законов природы.
· Особенности пространственно-временной организации романа.
· Искусство детали. Вещь, интерьер как самостоятельные композиционные и смысловые узлы.
· Образы Кикудзи и Юкико и способы создания характера (внутренний монолог и его роль в раскрытии образов).
· Роль жеста, движения, запаха, цвета в романе.
Задание 2:
· История создания и смысл названия романа "Стон горы".
· Проблематика романа. Жизнь и искусство.
· Живопись как отражение души человека. Роль картины Вотанабо Кадзана в раскрытии основной идеи романа.
· Сюжетно-композиционные особенности романа. Повествовательная манера автора. Образ автора, рассказчика.
· "Очарование" вещей, их самостоятельное композиционное и смысловое значение. Многоплановость осмысления вещи.
· Образ природы как символ человеческих отношений. Образы подсолнуха, дерева гинго, образ сосны. Природа как проявление совершенной красоты. Поэтика пейзажей.
· Специфика организации художественного времени. Романное время. Сезонные приметы. Дискретность времени. Миг и вечность. Тишина и звук в романе.
· Метод "ассоциативной" структуры и предметная связь. Система ассоциаций в создании ассоциативного подтекста.
· Поэтика романа, система изобразительных средств. Символы, аллюзии, реминисценции и их роль в создании эмоционального тона. Способы цитации в романе, функции и роль цитат.
· "Красота печали". Ее роль в мироощущении японцев.
Художественные тексты:
Я.Кавабата. Тысячекрылый журавль. Стон горы.
Критическая литература:
· Герасимова М.П. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Ясунари Кавабата. – М., 1990.
· Григорьева Т.П. Читая Кавабата Ясунари. – Зарубежные литературы и современность. – М., 1973.
· Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост и ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.375 – 393.
· Кавабата Ясунари. Библиографический указатель. – М., 1973.
· Кибальчич Л. Кавабата Ясунари // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. – М., 1997. – С.341 – 432.
· Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. – М., 1978.
· Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. Краски времени. Очерки. – М., 1982.
Занятие 8. "ТЕАТР ПАРАДОКСА" Э.ИОНЕСКО И С.БЭККЕТА И ПОСТМОДЕРНИЗМ.
План:
1. Проблематика абсурда в литературе ХIХ века (Гоголь, Достоевский) и в "театре парадокса". Театр абсурда в контексте истории авангарда и общественно-политического движения во Франции. Смеховой мир и трагическое в театре абсурда (С. Беккет, С. Мрожек).
2. Э.Ионеско "Лысая певица"
· Творческий путь Э.Ионеско и место пьесы "Лысая певица" в нем.
· Традиции дадаистско-сюрреалистического театра в творчестве Ионеско.
· История создания драмы "Лысая певица" и авторский замысел.
· Способы воплощения абсурда. Выхолащивание жанрового содержания (проблема конфликта, развития действия, характеров, композиционных элементов).
· Человек и вещи в драме абсурда. Герои-марионетки, их аутентичность и "овеществление".
· Нарушение постулатов нормальной коммуникации.
· Принцип индетерминизма.
· Отсутствие общей памяти.
· Отсутствие информативности; употребление избитых фраз, тавтологии.
|
|
· Нарушение семантической связности, распад речи на звуки.
3. С.Бэккет "В ожидании Годо"
· Творческий путь С.Бэккета и место драмы в нем.
· Постэкзистенциализм и Бэккет. Эволюция категории абсурда, его неизбывность, превращение человека в часть абсурдного мира.
· История создания и авторский замысел драмы "В ожидании Годо".
· Сюжетно-композиционные особенности пьесы.
· Сценические способы изображения небытия и абсурда.
· Система персонажей.
· Потеря памяти, паралич мысли, паралич воли. Замена движений механическим повторением одних и тех же действий. Нарушение коммуникации. Неподвижность субъекта как смерть.
· Распад языка и распад смысла.
Художественные тексты:
Э.Ионеско. Лысая певица. Носороги. Стулья.
С.Бэккет. В ожидании Годо.
Критическая литература:
· Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. - М, 1987.
· Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994. – С.228 – 237.
· Доценко Е.Г. В ожидании Ничто: Динамика условности в драматургии С.Бэккета // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 2004. № 5. С. 78 – 96.
· Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). - М., 1984.
· Ионеско Э. Вокруг пьес // Между жизнью и сновидением. Спб., 1999.
· Как всегда об авангарде. - М., 1992..
· Коренева М.М. Художественный мир С.Бэккета // Драматурги – лауреаты Нобелевской премии. М., 1998.
· Красильникова Е.Г. Театр абсурда // Известия АН. Сер. Литература и яз. 2001. Т.60. № 2. С.56 – 62.
· Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.: Московский оицей, 2002.
· Проскурникова Т.Б. Французская антидрама. – М., 1968.
· Дюшен И. Театр парадокса // Театр парадокса. М.: Искусство, 1991. С.5 – 21.
· Швейбельман Н.Ф. "Эстетика возможноно" в пьесах Р.Денсона и Э.Ионеско // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 2003. № 4. С.59 – 69.
· Штейн А., Черневич М., Яхонтова М. История французской литературы. - М., 1988.
Занятие 9. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА "ФЭНТЕЗИ". ЦИКЛ ДЖ. Р.Р.ТОЛКИНА "ПОВЕЛИТЕЛЬ КОЛЕЦ".
План:
· Понятие "фэнтези" и соотношение его с понятием "научная фантастика".
|
|
· Неомифологизм как особенность прозы второй половины ХХ века.
· Творческая биография Дж.Р.Р.Толкина и его место в английском литературном процессе.
· Философско-эстетические взгляды Толкина. Литературно-критические и философские эссе "О волшебных историях", "Лист работы Мелкина".
· История создания цикла "Повелитель колец" и примыкающих к нему произведений ("Хоббит", "Сильмариллион" и др.).
· Художественный мир и формы его организации. Образ повествователя. Композиция цикла в целом и романов в частности.
· Проблема жанра "Повелителя колец".
· Художественное пространство цикла, его характеристики и особенности его организации:
· Образ Среднеземья. Его функциональная нагруженность. Способы создания образа:
· география, климат, история, государство, создание карты;
· символическая семантика географии; морально-этический критерий пространственных оппозиций (Восток – Зло, Запад - Добро);
· Пространственное многообразие Среднеземья и его символическое значение;
· Рохан и Гондор – локализация эпического пространства;
· Образ дороги, мотив испытаний как философская аллегория жизненного пути, способа самопознания и мифологический архетип инициации героя.
· Художественное время, его характеристики:
· Контраст авторского времени в "прологе" и реального времени;
· Объективное и субъективное время;
· "Стоячее время";
· Цикличность и фольклорное время;
· Структурное и концептуальное время;
· Линеарное время и циклическое.
· Пространственно-временная организация повествования и художественного мира романа как отражение нравственной и исторической концепции Толкина; Моральный антагонизм Добра и Зла и способы его реализации на всех повествовательных уровнях романа.
Задание:
1. Найти по энциклопедиям, словарям, интернет-ресурсам и дать определение "фэнтези" (ЛЭТиП, с.516, 622, 636, 1120 – 1124, 1161 - 1164).
2. Сделать конспект словарных статей "время", "миф", "неомифологическое сознание", "принципы прозы ХХ века", "пространство", "семантика возможных миров" из "Энциклопедического словаря культуры ХХ века".
3. Подготовиться к теоретическому разбору понятий "художественное время" и "художественное пространство" на основе учебных пособий по Теории литературы и Введения в литературоведение (Есин, Хализев, Медриш и др.).
4. Составить хронологический конспект основных биографических вех Толкина.
5. Собрать библиографию (за исключением данной ниже) научных исследований творчества Толкина, имеющихся в Областной библиотеке.
6. Прочитать 4 романа Толкина (включая "Хоббит") и указанную критическую литературу и быть готовым к анализу цикла согласно Плану.
Художественные тексты:
Толкин Дж.Р.Р. Трилогия "Повелитель колец".
Хоббит.
Сильмариллион.
Сб..Дерево и лист.
Критическая литература:
· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
· Дорошевич А. Миф в литературе ХХ века. // Вопр. лит. – 1970. - № 2.
· Зарубежные исследования по семиотике фольклора. – М., 1985.
· Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.
· Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика?. – М., 1974.
· Кошелев С.Л. Жанровая природа "Повелителя колец" Дж.Р.Р.Толкина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Вып. 6. - М., 1981.
· Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина – М., 2001.
· Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980.
· Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – М., 2000.
· Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.
· Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.
· Мифологизм в литературе ХХ века // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
· Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. – М., 1980 – 1982.
· Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.
· Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. - М., 2001.
· Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. – М., 1994.
· Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. – М., 1997.
· Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное.
· Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.
· Фарино Е. Введение в литературоведение. – Варшава, 1991.
· Художественное время и пространство. – Даугавпилс, 1987.
· Чернышева Т.А. Природа фантастики. – Иркутск, 1984.
Занятие 10. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЗЫ ДЖОНА ФАУЛЗА. РОМАНЫ "ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА", "КОЛЛЕКЦИОНЕР", "ВОЛХВ".
План 1. Викторианский роман и современность. Дж.Фаулз "Женщина французского лейтенанта":
1. Творческая биография Джона Фаулза и его место в литература Великобритании второй половины ХХ века.
2. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).
3. История создания романа и замысел автора.
4. Сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей. Образ автора, повествователя, рассказчика.
5. Роль эпиграфов.
6. Интертекстуальность романа.
7. Викторианская эпоха как "текст", культурная модель. Стилизация и способы подчеркивания исторической дистанции.
8. Поливариантность решения конфликта. "Открытое" повествование. Варианты концовок.
9. Принцип читательского сотворчества.
План 2. Особенности поэтики романа Дж.Фаулза "Коллекционер":
1. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).
2. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел.
3. Семантика названия и основная проблематика романа. Проблема искусства, свободы и духовной тирании.
4. Сюжетно-композиционные особенности романа, особенности повествовательной манеры. Образы автора, повествователя, рассказчика.
5. Интертекстуальность; шекспировские аллюзии и их роль в раскрытии конфликта. Роль парафраза из "Бури" Шекспира.
6. Система выразительных средств, авторская стилистика. Роль контраста.
План 3.Аллюзивный код Дж.Фаулза в романе "Волхв":
1. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел.
2. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).
3. "The Aristos" как эстетическая программа писателя.
4. Семантика названия романа "Волхв" и ее реализация в тексте.
5. Сюжетно-композицонные особенности и повествовательная манера, Образы автора, повествователя, рассказчика.
6. Специфика образной системы. Основные персонажи романа и средства создания характера. Организация смыслового содержания при помощи доминантных аллюзий (Морис Кончис – Маг, Николас Эрф – Тезей, Лилия – Ариадна, Госпожа де Сейтас – Деметра, Астарта).
7. Художественное пространство романа.
· Аллюзивное название Фраксос, семантика образа острова. Тип аллюзии.
· Система аллюзивных сравнений. Фраксос – Эдем – Рай – Тартар. Соотнесенность с эволюцией мирвоззрения главного героя Николаса.
· Аллюзии локального действия (ситуативные аллюзии) и их роль в раскрытии образов (Николас – Тантал, Сизиф, Лилия - Персефона).
8. Художественное время в романе.
· Время мифологическое и время реальное.
· Роль аллюзий во временной организации текста.
· Идея связи времен (настоящего, прошлого, будущего). Образ Посейдона как сквозная аллюзия-лейтмотив.
9. Аллюзивная ирония в романе и способы ее создания. Аллюзия как тип интеллектуальной игры.
Художественные тексты:
Дж.Фаулз. Женщина французского лейтенанта. Коллекционер. Волхв. Аристос.
Критическая литература:
1. Английская литература. 1945 – 1980. – М., 1987.
2. Арнольд И.В., Дьяконова Н.Я. Авторский комментарий в романе Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта" // Изв.АН СССР. – 1985. – Т.44. - № 5. – Сер.Лит и яз.
3. Бочкарева Н.С. Искусство и художник в романе "Коллекционер" и повести "Бюашня из черного дерева" Дж.Фаулза // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX – XX веков. – Пермь, 1997.
4. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом. // Вопр.лит., 1994. - № 1.
5. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. – М., 1999. – С.83 – 86.
6. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона: (О романе Дж.Фаулза "Подруга французского лейтенанта") // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985. С. 3 – 18. То же: Изв.АН СССР. Сер. Лит и яз. 1985. Т 44. № 5.
7. Дружинина А.А. Современный английский постмодернистский роман. // Дружинина А.А. Английский роман 1980 – 90 гг. ХХ в.: Уч.пос.. – М., 1997.
8. Затонский Д.В. Интермедия: Кому понадобились викторианцы? Или Магия открытых финалов // Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков; М., 2000.
9. Зюзина Е.В. К проблеме взаимодействия литературы и живописи в художественной системе романа Дж.Фаулза "Маг" // Вопросы взаимовлияния литературы Западной Европы и Америки. – Н.Новгород, 1998.
10. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.
11. Каннингем В Английская литература в конце тысячелетия // ИЛ. – 1995. - № 10.
12. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004.
13. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003. – С.406 – 408.
14. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.
15. Михальская Н.П. Джон Фаулз // Зарубежные писатели: Биобилиографический словарь. В. 2 ч. Ч.2.бМ., 1997.
16. Павлычко В. Игра в действительность. Философское содержание магического театра в творчестве Д.Фаулза. // Литература и общественное сознание Запада. – Киев, 1990.
17. Пальцев Н.М..Суть творчества, суть чудотворства… // Дж.Фаулз. Башня из черного дерева. Загадка (на англ.яз.). – М., 1980.
18. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в современном постмодернистском британском романе // Вестник МГУ. – 2000. - № 1. – Сер.9. Филология.
19. Тимофеев В.Г. Авторская позиция и "воображаемы читатель" в романе Дж.Фаулза "Женщина французского лейтенанта" // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986.
20. Фаулз Дж. The Aristos. // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.
21. Фаулз Дж. Заметки о неоконченном романе // Фаулз Д. кротовые норы: Фрагменты книги // ИЛ. 2002. № 1.
22. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М., 1996.
23. Хьюитт К. Новая английская историческая беллетристика спрашивает: "Почему?" // ИЛ. – 1995. - № 10.
Занятие 11. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН А.МЕРДОК "ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ" И ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА.
План:
Творческая биография А.Мердок, ее место в литературе Великобритании второй половины ХХ века
Философско-эстетические взгляды А.Мердок (экзистенциализм, идеи Витгештейна, неоплатонизм).
Сочетание интеллектуально-психологического и философского начал в прозе.
История создания романа "Черный принц", его место в наследии А.Мердок, авторский замысел.
Тематика (духовность и духовные ценности, искусство, любовь и др.) и сюжетно-композиционные особенности ("текст в тексте", несколько послесловий).
Образы автора, повествователя, рассказчика. Образ издателя Ф.Локсия и символический смысл его имени (Локсий = Аполлон, Аполлон – Дионис, Локсий – "темный", Ф/Феб – "чистый, светлый").
Антитеза двух художественных позиций. Образы Баффина и Б.Пирсона. Проблема самопознания художника. Проблема "свободы выбора".
Культурологическая насыщенность, интертекстуальность романа. Шекспировские аллюзии. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла.
Платоновская идея эротического восхождения и способы ее художественноговыражения.
Концепция любви, проблема взаимоотношений мужчины и женщины. Любовь как Черный Эрос и как возвышающее начало. Образы Джулиан Баффин, Рэчел, Присциллы, Кристиан, Марло..
Метафорический смысл романа. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображения.
Жанровая многоуровневость романа (детектив, "готика", философский, психологический).
Особенности стиля автора. Система художественных средств (система зеркальных отражений и двойников). Многообразие символических образов (стул-Лира, Образ Лебедя, бронзовая фигурка женщины на буйволе и пр.)
Художественные тексты:
А.Мердок. Под сетью. Черный принц.
Критическая литература:
1. Мердок А. К России я отношусь почти с религиозным чувством // Лит.газ. 1992. № 49. С. 7.
2. Воропанова М.И. Под знаком Аполлона // Мердок А. Черный принц. – М.: Правда, 1990.
3. Гражданская З. Серный принц. Кто он? // Лит.Обозр. 1975. № 3. С.87 – 89.
4. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. – М., 1999. – С.35.
5. Демурова Н. Метафоры "Черного принца" // Мердок А. Черный принц. М., 1977. С. 431 – 444.
6. Дружинина А.А. Английский роман 1980 – 90 гг. ХХ в.: Уч.пос.. – М., 1997.
7. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997.
8. Зарубежная литература ХХ века: Практикум. Под ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.314 – 332.
9. Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. – М., 1973.
10. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков; М., 2000.
11. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.
12. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. – М., 1989.
13. Каннингем В Английская литература в конце тысячелетия // ИЛ. – 1995. - № 10.
14. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004.
15. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.: Московский лицей, 2002. С.120 – 126.
16. Левидова И. Послесловие // Мердок А. Дитя славы. – М., 1981.
17. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003. – С.406 – 408, 487.
18. Михальская Н., Аникин Г. Английский роман ХХ века. - М., 1982.
19. Саруханян А. Английская литература. 1945 – 1980. – М., 1987. С. 302 – 317.
20. Скороденко В. Айрис Мердок и ее роман "Алое и зеленое" // Мердок А. Алое и зеленое. – М., 1968.
21. Скороденко В. Семь обликов "скрытого жанра" // Современная английская повесть. – М., 1984.
22. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в современном постмодернистском британском романе // Вестник МГУ. – 2000. - № 1. – Сер.9. Филология.
23. Урнов М.В. Послесловие к роману "Черный принц" // ИЛ. 1974. № 11. С.196 – 198.
24. Шестаков Д. Послесловие // Мердок А. Дикая роза. – М., 1971.
Занятие 12. ПОСТМОДЕРНИЗМ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУЛИО КОРТАСАРА ("ИГРА В КЛАССИКИ")
План
· Формирование философско-эстетических и мировоззренческих позиций в творческом пути Х Кортасара.
· Категория "игры" и вариативность ее трактовки в эстетике и поэтике Кортасара.
· "Игра" как метод художественного преобразования реальности.
· "Игра"- сущностная деятельность человеческой личности" (Кортасар)
· История создания романа "Игра в классики" и место романа в творчестве Кортасара.
· Художественно-эстетическое и социальное наполнение понятия "игра" в романе "Игра в классики".
· "Игра" как основной композиционный принцип организации художественной действительности романа. "Классики" как правила игры. Игра на текстуальном уровне.
· "Текст в тексте" – как композиционный прием и особенность пространственно-временной организации текста:
· "Мореллиана" и другие второстепенные сюжетные линии (главы) и их функция в постижении "абриса бытия" (Главы 2, 62, 116).
· Система персонажей и смысл крестного пути Оливейры в раскрытии главного конфликта:
· Нонконформизм как идейный стержень;
· Лицо и маска;
· Теория "карнавализации" жизни.
· Концепция языка в романе. Языковые и стилистические "игры": игра со словарем, интертекстуальность: цитация, аллюзии, реминесценции (Китс, Кольридж, По, Нерваль).
· "Игра в классики" Х.Кортасара и "Игра в бисер" Г.Гессе, "Алиса в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла и другие примеры организации художественного текста по принципу игры.
Художественные тексты:
Кортарас Х. Игра в классики. Выигрыши
Критическая литература:
· Багно Вс. Исповедальная фантастика Хулио Кортасара // Кортасар Х. История хронопов и фамов: Рассказы. – СПб., 1999.
· Багно Вс. Круиз на дрейфующем потопе // Кортасар Х. Выигрыши. – СПб., 1999.
· Багно Вс. Кукла с сюрпризом, или Искусство разбирать модели // Кортасар Х. Модель для сборки; Только сумерки. – СПб., 1999.
· Гуарниери К. Фантазия и действительность в рассказах Хулио Кортасара // Лит Латинской Америки: история и современные процессы. – М., 1986.
· Дубин Б. "След забытого царства" // ИЛ. 2001. № 4.
· Кутейщиков В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. 50 – 80-е годы. – М., 1976.
· Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки, - М., 1976
· Осповат Л. Поиски и открытия Хулио Кортасара // Хулио Кортасар. Выигрыши. Повести и рассказы. – М., 1976.
· Писатели Латинской Америки о литературе. – М., 1982.
· Светлакова О.А. "Игра в классики" Хулио Кортасара как роман сервантовского типа. // Лат.Америка. М., 1996.
· Тевлина Ж.А. Хулио Кортасар в зеркальном преломлении // Лат. Америка. М. 1999. № 2 – 3.
· Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.
· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.
· Хулио Кортасар: краткая летопись жизни и творчества // ИЛ. 2001. № 4.
Занятие 13. СЕМАНТИЧЕСКАЯ МНОГОУРОВНЕВОСТЬ РОМАНА УМБЕРТО ЭКО "ИМЯ РОЗЫ"
План:
1. Итальянская литература второй половины ХХ века и постмодернизм (Итало Кальвино, Умберто Эко и др.). Место творчества У.Эко в ней.
2. Творческая биография Умберто Эко – ученого-медиевиста, семиотика, писателя.
3. Определение постмодернизма по У.Эко, современный роман и мастерство автора ("Заметки на полях "Имя розы").
4. История создания романа "Имя розы" и авторский замысел.
5. Сюжетно-композиционное своеобразие. Функции нарративных инстанций. Образ автора, повествователя, рассказчика.
6. Система персонажей.
7. Жанровая многослойность текста (детектив, хроника, диспут, игра-центон, исторический, политический роман и пр.).
8. Постмодернистские черты романа. Стилизация и интертекстуальность. Символика
9. У.Эко и Х.Л.Борхес. Метафора лабиринта. Образ "мировой библиотеки", проблема будущего культуры.
10. Стихия комического как залог развития культуры.
Художественные тексты:
У.Эко. Имя розы. Маятник Фуко.
И.Калвино. Если однажды зимней ночью путник… - ИЛ. 1994. № 4.
Критическая литература:
· Эко У. Внутренние рецензии // ИЛ. – 1997. - № 5.
· Эко У. Если бы я жил в средние века, то уже бы 20 лет, как умер: (беседа с итал. писателем) / записали А.Щуплов, Н.Оглоблин // Книжное обозр. – 1998. – 2 июня (№ 22).
· Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Эко У. Имя розы. – М., 1989; // ИЛ. – 1988. - № 10.
· Эко У. И великие ученые увлекались спиритуализмом: (беседа с итал.писателем: Из франц.газ. "Фигаро" /Подготовил к печатиЮ Коваленко) // Известия. – 1993. – 9 октября.
· Эко У. Компьютер не убьет тебя, книга: (беседа с итал.писателем: Из итал. газеты "Унита" / Записал Р. де Санктис) // Лит газ.. – 1994. – 7 декабря (№ 49).
· Эко У. Средние века уже начались // ИЛ. – 1994. - № 4.
· Эко У. Страх перед сюжетом как повод для письма: (беседа с итал.писателем / Записала М.Климова) // Независимая газета. – 1998. – 28 мая.
· Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в ХХI век. // Общественные науки и современность – 1997. - № 5.
· Арсено М. Интервью с Умберто Эко // ИЛ. – 1996. - № 11.
· Затонский Д.В. Созвучность Средневековью (вместо пролога) // Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – Харьков, М., 2000.
· Зенкин С.В. В скриптории холодно // Лит. обозр. – 1991. - № 6.
· Иванов В.В. Огонь и роза. Введение к "Имени розы" // ИЛ. - 1988. - № 8.
· Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004. С.88 – 116, 206 –208.
· Козлов С.Умберто Эко в поисках границ // Новое лит.обозр. – 1996. - № 21. - С.5 – 9.
· Козлов С. Умберто Эко. Маятник Фуко (Рец.) // Совр.худ.лит. за рубежом. – 1989. - № 2.
· Костюкович Е. Маятник Фуко – маятник Эко // ИЛ. – 1989. - № 10.
· Лотман Ю. Выход из лабиринта. // Эко У. Имя розы. – М., 1989.
· Рейнгольд С. "Отравить монаха", или человеческие ценности по Умберто Эко // ИЛ. – 1994. - № 4.
· Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. – Минск, 2000.