Художественные тексты

Х.Л.Борхес. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Три версии предательства Иуды. Сообщение Броуди. Алеф. Вымыслы. Хитросплетения. Всеобщая история бесчестья. Пьер Менар, автор «Дон Кихота».Тлен, Укбар, Orbis Tertius.

Критическая литература

· Амусин М. О несходстве сходного // Октябрь. 20000. № 2.

· Багно Вс. Хорхе Луис Борхес, или тысяча и одно зеркало культуры // Борхес Х.Л. Коллекция; Рассказы, Эссе, Стихотворения, - СПб, 1992.

· Богомолова Н. Приближение к герою // ИЛ. 1988. № 8.

· Дубин Б. Борхес: предыстория // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2000. Т.1.

· Дубин Б. Зрелость, слепота, поэзия // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2000. Т.2.

· Дуьин Б. Символы и повторения // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2001. Т.3

· Дубин Б. Вступительная статья.// Х.Л.Борхес. Сочинения: В 3-х т. - М., 1997.

· Дубин Б. Хорхе Луис Борхес. Писатель, написанный книгой // Новое время. 1999. № 48.

· Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост и ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999. С.401 – 413.

· Земсков В Незрячий провидец // ИЛ. 1988. № 10.

· Кантор В. Люди, книги и лабиринты Хорхе Луиса Борхеса // Новый мир. 1985. № 12.

· Картер А. Борхес – классификатор // Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. – М., 2000.

· Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л.Борхеса. // Текст в тексте: Труды по знаковым системам. – Тарту, 1981.

· Петровский И.М. Бесконечность, бог и Борхес // Наука и религия. 1987. № 9.

· Петровский И.М. Феномен Борхеса // Борхес Х.Л. Письмена бога. – М., 1994. С.5 – 24.

· Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса. // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1980.

· Тертерян И. Предисловие.// Х.Л.Борхес. Проза разных лет. – М., 1989.

· Тертерян И. Предисловие.// Х.Л.Борхес. Юг: Рассказы. – М., 1984.

· Тертерян И. Человек, миф, культура в творчестве Борхеса // Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.

· Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие. // Узоры симметрии – М., 1980.

· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.

· Ямпольский М.Б. Метафора Борхеса. // Латинская Америка.1989. № 6.

· Статьи М.Бланшо, Пола де Мэна, Дж.Стайнера, Л.Шаши, Э.Сабаты, Дж.Апдайка в цикле «Портрет в зеркалах: Борхес»// Иностранная литература, 1995, № 1.

Занятие 7. ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТВОРЧЕСТВО ЯСУНАРИ КАВАБАТА. РОМАНЫ "ТЫСЯЧЕКРЫЛЫЙ ЖУРАВЛЬ" И "СТОН ГОРЫ".

План

1. Основные философские и эстетические концепции в японской литературе ХХ века.

2. Особенности национального менталитета и его отражение в литературе.

3. Проблема традиций и новаторства.

4. Творческая биография Ясунари Кавабата и его место в японской литературе ХХ века.

5. Роман "Тысячекрылый журавль". Идейно-художественный анализ.

6. Роман "Стон горы".

Задание 1:

· История создания и смысл названия романа "Тысячекрылый журавль".

· Сюжетно-композиционные особенности романа. Повествовательная манера писателя. Автор. Рассказчик. Система персонажей.

· Чайная церемония "тядо" как отражение духовного и эстетического чувства японцев и как способ слияния с природой.

· Основные принципы "тядо" – гармония, почтительность, чистота и спокойствие.

· "Тядо" как средство просветления и постижения законов природы.

· Особенности пространственно-временной организации романа.

· Искусство детали. Вещь, интерьер как самостоятельные композиционные и смысловые узлы.

· Образы Кикудзи и Юкико и способы создания характера (внутренний монолог и его роль в раскрытии образов).

· Роль жеста, движения, запаха, цвета в романе.

Задание 2:

· История создания и смысл названия романа "Стон горы".

· Проблематика романа. Жизнь и искусство.

· Живопись как отражение души человека. Роль картины Вотанабо Кадзана в раскрытии основной идеи романа.

· Сюжетно-композиционные особенности романа. Повествовательная манера автора. Образ автора, рассказчика.

· "Очарование" вещей, их самостоятельное композиционное и смысловое значение. Многоплановость осмысления вещи.

· Образ природы как символ человеческих отношений. Образы подсолнуха, дерева гинго, образ сосны. Природа как проявление совершенной красоты. Поэтика пейзажей.

· Специфика организации художественного времени. Романное время. Сезонные приметы. Дискретность времени. Миг и вечность. Тишина и звук в романе.

· Метод "ассоциативной" структуры и предметная связь. Система ассоциаций в создании ассоциативного подтекста.

· Поэтика романа, система изобразительных средств. Символы, аллюзии, реминисценции и их роль в создании эмоционального тона. Способы цитации в романе, функции и роль цитат.

· "Красота печали". Ее роль в мироощущении японцев.

Художественные тексты:

Я.Кавабата. Тысячекрылый журавль. Стон горы.

Критическая литература:

· Герасимова М.П. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Ясунари Кавабата. – М., 1990.

· Григорьева Т.П. Читая Кавабата Ясунари. – Зарубежные литературы и современность. – М., 1973.

· Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост и ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.375 – 393.

· Кавабата Ясунари. Библиографический указатель. – М., 1973.

· Кибальчич Л. Кавабата Ясунари // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. – М., 1997. – С.341 – 432.

· Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. – М., 1978.

· Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. Краски времени. Очерки. – М., 1982.

Занятие 8. "ТЕАТР ПАРАДОКСА" Э.ИОНЕСКО И С.БЭККЕТА И ПОСТМОДЕРНИЗМ.

План:

1. Проблематика абсурда в литературе ХIХ века (Гоголь, Достоевский) и в "театре парадокса". Театр абсурда в контексте истории авангарда и общественно-политического движения во Франции. Смеховой мир и трагическое в театре абсурда (С. Беккет, С. Мрожек).

2. Э.Ионеско "Лысая певица"

· Творческий путь Э.Ионеско и место пьесы "Лысая певица" в нем.

· Традиции дадаистско-сюрреалистического театра в творчестве Ионеско.

· История создания драмы "Лысая певица" и авторский замысел.

· Способы воплощения абсурда. Выхолащивание жанрового содержания (проблема конфликта, развития действия, характеров, композиционных элементов).

· Человек и вещи в драме абсурда. Герои-марионетки, их аутентичность и "овеществление".

· Нарушение постулатов нормальной коммуникации.

· Принцип индетерминизма.

· Отсутствие общей памяти.

· Отсутствие информативности; употребление избитых фраз, тавтологии.

· Нарушение семантической связности, распад речи на звуки.

3. С.Бэккет "В ожидании Годо"

· Творческий путь С.Бэккета и место драмы в нем.

· Постэкзистенциализм и Бэккет. Эволюция категории абсурда, его неизбывность, превращение человека в часть абсурдного мира.

· История создания и авторский замысел драмы "В ожидании Годо".

· Сюжетно-композиционные особенности пьесы.

· Сценические способы изображения небытия и абсурда.

· Система персонажей.

· Потеря памяти, паралич мысли, паралич воли. Замена движений механическим повторением одних и тех же действий. Нарушение коммуникации. Неподвижность субъекта как смерть.

· Распад языка и распад смысла.

Художественные тексты:

Э.Ионеско. Лысая певица. Носороги. Стулья.

С.Бэккет. В ожидании Годо.

Критическая литература:

· Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. - М, 1987.

· Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994. – С.228 – 237.

· Доценко Е.Г. В ожидании Ничто: Динамика условности в драматургии С.Бэккета // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 2004. № 5. С. 78 – 96.

· Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). - М., 1984.

· Ионеско Э. Вокруг пьес // Между жизнью и сновидением. Спб., 1999.

· Как всегда об авангарде. - М., 1992..

· Коренева М.М. Художественный мир С.Бэккета // Драматурги – лауреаты Нобелевской премии. М., 1998.

· Красильникова Е.Г. Театр абсурда // Известия АН. Сер. Литература и яз. 2001. Т.60. № 2. С.56 – 62.

· Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.: Московский оицей, 2002.

· Проскурникова Т.Б. Французская антидрама. – М., 1968.

· Дюшен И. Театр парадокса // Театр парадокса. М.: Искусство, 1991. С.5 – 21.

· Швейбельман Н.Ф. "Эстетика возможноно" в пьесах Р.Денсона и Э.Ионеско // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 2003. № 4. С.59 – 69.

· Штейн А., Черневич М., Яхонтова М. История французской литературы. - М., 1988.

Занятие 9. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА "ФЭНТЕЗИ". ЦИКЛ ДЖ. Р.Р.ТОЛКИНА "ПОВЕЛИТЕЛЬ КОЛЕЦ".

План:

· Понятие "фэнтези" и соотношение его с понятием "научная фантастика".

· Неомифологизм как особенность прозы второй половины ХХ века.

· Творческая биография Дж.Р.Р.Толкина и его место в английском литературном процессе.

· Философско-эстетические взгляды Толкина. Литературно-критические и философские эссе "О волшебных историях", "Лист работы Мелкина".

· История создания цикла "Повелитель колец" и примыкающих к нему произведений ("Хоббит", "Сильмариллион" и др.).

· Художественный мир и формы его организации. Образ повествователя. Композиция цикла в целом и романов в частности.

· Проблема жанра "Повелителя колец".

· Художественное пространство цикла, его характеристики и особенности его организации:

· Образ Среднеземья. Его функциональная нагруженность. Способы создания образа:

· география, климат, история, государство, создание карты;

· символическая семантика географии; морально-этический критерий пространственных оппозиций (Восток – Зло, Запад - Добро);

· Пространственное многообразие Среднеземья и его символическое значение;

· Рохан и Гондор – локализация эпического пространства;

· Образ дороги, мотив испытаний как философская аллегория жизненного пути, способа самопознания и мифологический архетип инициации героя.

· Художественное время, его характеристики:

· Контраст авторского времени в "прологе" и реального времени;

· Объективное и субъективное время;

· "Стоячее время";

· Цикличность и фольклорное время;

· Структурное и концептуальное время;

· Линеарное время и циклическое.

· Пространственно-временная организация повествования и художественного мира романа как отражение нравственной и исторической концепции Толкина; Моральный антагонизм Добра и Зла и способы его реализации на всех повествовательных уровнях романа.

Задание:

1. Найти по энциклопедиям, словарям, интернет-ресурсам и дать определение "фэнтези" (ЛЭТиП, с.516, 622, 636, 1120 – 1124, 1161 - 1164).

2. Сделать конспект словарных статей "время", "миф", "неомифологическое сознание", "принципы прозы ХХ века", "пространство", "семантика возможных миров" из "Энциклопедического словаря культуры ХХ века".

3. Подготовиться к теоретическому разбору понятий "художественное время" и "художественное пространство" на основе учебных пособий по Теории литературы и Введения в литературоведение (Есин, Хализев, Медриш и др.).

4. Составить хронологический конспект основных биографических вех Толкина.

5. Собрать библиографию (за исключением данной ниже) научных исследований творчества Толкина, имеющихся в Областной библиотеке.

6. Прочитать 4 романа Толкина (включая "Хоббит") и указанную критическую литературу и быть готовым к анализу цикла согласно Плану.

Художественные тексты:

Толкин Дж.Р.Р. Трилогия "Повелитель колец".

Хоббит.

Сильмариллион.

Сб..Дерево и лист.

Критическая литература:

· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

· Дорошевич А. Миф в литературе ХХ века. // Вопр. лит. – 1970. - № 2.

· Зарубежные исследования по семиотике фольклора. – М., 1985.

· Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.

· Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика?. – М., 1974.

· Кошелев С.Л. Жанровая природа "Повелителя колец" Дж.Р.Р.Толкина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Вып. 6. - М., 1981.

· Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина – М., 2001.

· Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980.

· Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – М., 2000.

· Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

· Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

· Мифологизм в литературе ХХ века // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

· Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. – М., 1980 – 1982.

· Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.

· Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. - М., 2001.

· Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. – М., 1994.

· Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. – М., 1997.

· Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное.

· Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

· Фарино Е. Введение в литературоведение. – Варшава, 1991.

· Художественное время и пространство. – Даугавпилс, 1987.

· Чернышева Т.А. Природа фантастики. – Иркутск, 1984.

Занятие 10. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЗЫ ДЖОНА ФАУЛЗА. РОМАНЫ "ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА", "КОЛЛЕКЦИОНЕР", "ВОЛХВ".

План 1. Викторианский роман и современность. Дж.Фаулз "Женщина французского лейтенанта":

1. Творческая биография Джона Фаулза и его место в литература Великобритании второй половины ХХ века.

2. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).

3. История создания романа и замысел автора.

4. Сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей. Образ автора, повествователя, рассказчика.

5. Роль эпиграфов.

6. Интертекстуальность романа.

7. Викторианская эпоха как "текст", культурная модель. Стилизация и способы подчеркивания исторической дистанции.

8. Поливариантность решения конфликта. "Открытое" повествование. Варианты концовок.

9. Принцип читательского сотворчества.

План 2. Особенности поэтики романа Дж.Фаулза "Коллекционер":

1. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).

2. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел.

3. Семантика названия и основная проблематика романа. Проблема искусства, свободы и духовной тирании.

4. Сюжетно-композиционные особенности романа, особенности повествовательной манеры. Образы автора, повествователя, рассказчика.

5. Интертекстуальность; шекспировские аллюзии и их роль в раскрытии конфликта. Роль парафраза из "Бури" Шекспира.

6. Система выразительных средств, авторская стилистика. Роль контраста.

План 3.Аллюзивный код Дж.Фаулза в романе "Волхв":

1. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел.

2. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).

3. "The Aristos" как эстетическая программа писателя.

4. Семантика названия романа "Волхв" и ее реализация в тексте.

5. Сюжетно-композицонные особенности и повествовательная манера, Образы автора, повествователя, рассказчика.

6. Специфика образной системы. Основные персонажи романа и средства создания характера. Организация смыслового содержания при помощи доминантных аллюзий (Морис Кончис – Маг, Николас Эрф – Тезей, Лилия – Ариадна, Госпожа де Сейтас – Деметра, Астарта).

7. Художественное пространство романа.

· Аллюзивное название Фраксос, семантика образа острова. Тип аллюзии.

· Система аллюзивных сравнений. Фраксос – Эдем – Рай – Тартар. Соотнесенность с эволюцией мирвоззрения главного героя Николаса.

· Аллюзии локального действия (ситуативные аллюзии) и их роль в раскрытии образов (Николас – Тантал, Сизиф, Лилия - Персефона).

8. Художественное время в романе.

· Время мифологическое и время реальное.

· Роль аллюзий во временной организации текста.

· Идея связи времен (настоящего, прошлого, будущего). Образ Посейдона как сквозная аллюзия-лейтмотив.

9. Аллюзивная ирония в романе и способы ее создания. Аллюзия как тип интеллектуальной игры.

Художественные тексты:

Дж.Фаулз. Женщина французского лейтенанта. Коллекционер. Волхв. Аристос.

Критическая литература:

1. Английская литература. 1945 – 1980. – М., 1987.

2. Арнольд И.В., Дьяконова Н.Я. Авторский комментарий в романе Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта" // Изв.АН СССР. – 1985. – Т.44. - № 5. – Сер.Лит и яз.

3. Бочкарева Н.С. Искусство и художник в романе "Коллекционер" и повести "Бюашня из черного дерева" Дж.Фаулза // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX – XX веков. – Пермь, 1997.

4. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом. // Вопр.лит., 1994. - № 1.

5. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. – М., 1999. – С.83 – 86.

6. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона: (О романе Дж.Фаулза "Подруга французского лейтенанта") // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985. С. 3 – 18. То же: Изв.АН СССР. Сер. Лит и яз. 1985. Т 44. № 5.

7. Дружинина А.А. Современный английский постмодернистский роман. // Дружинина А.А. Английский роман 1980 – 90 гг. ХХ в.: Уч.пос.. – М., 1997.

8. Затонский Д.В. Интермедия: Кому понадобились викторианцы? Или Магия открытых финалов // Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков; М., 2000.

9. Зюзина Е.В. К проблеме взаимодействия литературы и живописи в художественной системе романа Дж.Фаулза "Маг" // Вопросы взаимовлияния литературы Западной Европы и Америки. – Н.Новгород, 1998.

10. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.

11. Каннингем В Английская литература в конце тысячелетия // ИЛ. – 1995. - № 10.

12. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004.

13. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003. – С.406 – 408.

14. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

15. Михальская Н.П. Джон Фаулз // Зарубежные писатели: Биобилиографический словарь. В. 2 ч. Ч.2.бМ., 1997.

16. Павлычко В. Игра в действительность. Философское содержание магического театра в творчестве Д.Фаулза. // Литература и общественное сознание Запада. – Киев, 1990.

17. Пальцев Н.М..Суть творчества, суть чудотворства… // Дж.Фаулз. Башня из черного дерева. Загадка (на англ.яз.). – М., 1980.

18. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в современном постмодернистском британском романе // Вестник МГУ. – 2000. - № 1. – Сер.9. Филология.

19. Тимофеев В.Г. Авторская позиция и "воображаемы читатель" в романе Дж.Фаулза "Женщина французского лейтенанта" // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986.

20. Фаулз Дж. The Aristos. // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.

21. Фаулз Дж. Заметки о неоконченном романе // Фаулз Д. кротовые норы: Фрагменты книги // ИЛ. 2002. № 1.

22. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М., 1996.

23. Хьюитт К. Новая английская историческая беллетристика спрашивает: "Почему?" // ИЛ. – 1995. - № 10.

Занятие 11. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН А.МЕРДОК "ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ" И ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА.

План:

Творческая биография А.Мердок, ее место в литературе Великобритании второй половины ХХ века

Философско-эстетические взгляды А.Мердок (экзистенциализм, идеи Витгештейна, неоплатонизм).

Сочетание интеллектуально-психологического и философского начал в прозе.

История создания романа "Черный принц", его место в наследии А.Мердок, авторский замысел.

Тематика (духовность и духовные ценности, искусство, любовь и др.) и сюжетно-композиционные особенности ("текст в тексте", несколько послесловий).

Образы автора, повествователя, рассказчика. Образ издателя Ф.Локсия и символический смысл его имени (Локсий = Аполлон, Аполлон – Дионис, Локсий – "темный", Ф/Феб – "чистый, светлый").

Антитеза двух художественных позиций. Образы Баффина и Б.Пирсона. Проблема самопознания художника. Проблема "свободы выбора".

Культурологическая насыщенность, интертекстуальность романа. Шекспировские аллюзии. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла.

Платоновская идея эротического восхождения и способы ее художественноговыражения.

Концепция любви, проблема взаимоотношений мужчины и женщины. Любовь как Черный Эрос и как возвышающее начало. Образы Джулиан Баффин, Рэчел, Присциллы, Кристиан, Марло..

Метафорический смысл романа. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображения.

Жанровая многоуровневость романа (детектив, "готика", философский, психологический).

Особенности стиля автора. Система художественных средств (система зеркальных отражений и двойников). Многообразие символических образов (стул-Лира, Образ Лебедя, бронзовая фигурка женщины на буйволе и пр.)

Художественные тексты:

А.Мердок. Под сетью. Черный принц.

Критическая литература:

1. Мердок А. К России я отношусь почти с религиозным чувством // Лит.газ. 1992. № 49. С. 7.

2. Воропанова М.И. Под знаком Аполлона // Мердок А. Черный принц. – М.: Правда, 1990.

3. Гражданская З. Серный принц. Кто он? // Лит.Обозр. 1975. № 3. С.87 – 89.

4. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. – М., 1999. – С.35.

5. Демурова Н. Метафоры "Черного принца" // Мердок А. Черный принц. М., 1977. С. 431 – 444.

6. Дружинина А.А. Английский роман 1980 – 90 гг. ХХ в.: Уч.пос.. – М., 1997.

7. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997.

8. Зарубежная литература ХХ века: Практикум. Под ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.314 – 332.

9. Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. – М., 1973.

10. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков; М., 2000.

11. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.

12. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. – М., 1989.

13. Каннингем В Английская литература в конце тысячелетия // ИЛ. – 1995. - № 10.

14. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004.

15. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.: Московский лицей, 2002. С.120 – 126.

16. Левидова И. Послесловие // Мердок А. Дитя славы. – М., 1981.

17. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003. – С.406 – 408, 487.

18. Михальская Н., Аникин Г. Английский роман ХХ века. - М., 1982.

19. Саруханян А. Английская литература. 1945 – 1980. – М., 1987. С. 302 – 317.

20. Скороденко В. Айрис Мердок и ее роман "Алое и зеленое" // Мердок А. Алое и зеленое. – М., 1968.

21. Скороденко В. Семь обликов "скрытого жанра" // Современная английская повесть. – М., 1984.

22. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в современном постмодернистском британском романе // Вестник МГУ. – 2000. - № 1. – Сер.9. Филология.

23. Урнов М.В. Послесловие к роману "Черный принц" // ИЛ. 1974. № 11. С.196 – 198.

24. Шестаков Д. Послесловие // Мердок А. Дикая роза. – М., 1971.

Занятие 12. ПОСТМОДЕРНИЗМ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУЛИО КОРТАСАРА ("ИГРА В КЛАССИКИ")

План

· Формирование философско-эстетических и мировоззренческих позиций в творческом пути Х Кортасара.

· Категория "игры" и вариативность ее трактовки в эстетике и поэтике Кортасара.

· "Игра" как метод художественного преобразования реальности.

· "Игра"- сущностная деятельность человеческой личности" (Кортасар)

· История создания романа "Игра в классики" и место романа в творчестве Кортасара.

· Художественно-эстетическое и социальное наполнение понятия "игра" в романе "Игра в классики".

· "Игра" как основной композиционный принцип организации художественной действительности романа. "Классики" как правила игры. Игра на текстуальном уровне.

· "Текст в тексте" – как композиционный прием и особенность пространственно-временной организации текста:

· "Мореллиана" и другие второстепенные сюжетные линии (главы) и их функция в постижении "абриса бытия" (Главы 2, 62, 116).

· Система персонажей и смысл крестного пути Оливейры в раскрытии главного конфликта:

· Нонконформизм как идейный стержень;

· Лицо и маска;

· Теория "карнавализации" жизни.

· Концепция языка в романе. Языковые и стилистические "игры": игра со словарем, интертекстуальность: цитация, аллюзии, реминесценции (Китс, Кольридж, По, Нерваль).

· "Игра в классики" Х.Кортасара и "Игра в бисер" Г.Гессе, "Алиса в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла и другие примеры организации художественного текста по принципу игры.

Художественные тексты:

Кортарас Х. Игра в классики. Выигрыши

Критическая литература:

· Багно Вс. Исповедальная фантастика Хулио Кортасара // Кортасар Х. История хронопов и фамов: Рассказы. – СПб., 1999.

· Багно Вс. Круиз на дрейфующем потопе // Кортасар Х. Выигрыши. – СПб., 1999.

· Багно Вс. Кукла с сюрпризом, или Искусство разбирать модели // Кортасар Х. Модель для сборки; Только сумерки. – СПб., 1999.

· Гуарниери К. Фантазия и действительность в рассказах Хулио Кортасара // Лит Латинской Америки: история и современные процессы. – М., 1986.

· Дубин Б. "След забытого царства" // ИЛ. 2001. № 4.

· Кутейщиков В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. 50 – 80-е годы. – М., 1976.

· Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки, - М., 1976

· Осповат Л. Поиски и открытия Хулио Кортасара // Хулио Кортасар. Выигрыши. Повести и рассказы. – М., 1976.

· Писатели Латинской Америки о литературе. – М., 1982.

· Светлакова О.А. "Игра в классики" Хулио Кортасара как роман сервантовского типа. // Лат.Америка. М., 1996.

· Тевлина Ж.А. Хулио Кортасар в зеркальном преломлении // Лат. Америка. М. 1999. № 2 – 3.

· Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.

· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.

· Хулио Кортасар: краткая летопись жизни и творчества // ИЛ. 2001. № 4.

Занятие 13. СЕМАНТИЧЕСКАЯ МНОГОУРОВНЕВОСТЬ РОМАНА УМБЕРТО ЭКО "ИМЯ РОЗЫ"

План:

1. Итальянская литература второй половины ХХ века и постмодернизм (Итало Кальвино, Умберто Эко и др.). Место творчества У.Эко в ней.

2. Творческая биография Умберто Эко – ученого-медиевиста, семиотика, писателя.

3. Определение постмодернизма по У.Эко, современный роман и мастерство автора ("Заметки на полях "Имя розы").

4. История создания романа "Имя розы" и авторский замысел.

5. Сюжетно-композиционное своеобразие. Функции нарративных инстанций. Образ автора, повествователя, рассказчика.

6. Система персонажей.

7. Жанровая многослойность текста (детектив, хроника, диспут, игра-центон, исторический, политический роман и пр.).

8. Постмодернистские черты романа. Стилизация и интертекстуальность. Символика

9. У.Эко и Х.Л.Борхес. Метафора лабиринта. Образ "мировой библиотеки", проблема будущего культуры.

10. Стихия комического как залог развития культуры.

Художественные тексты:

У.Эко. Имя розы. Маятник Фуко.

И.Калвино. Если однажды зимней ночью путник… - ИЛ. 1994. № 4.

Критическая литература:

· Эко У. Внутренние рецензии // ИЛ. – 1997. - № 5.

· Эко У. Если бы я жил в средние века, то уже бы 20 лет, как умер: (беседа с итал. писателем) / записали А.Щуплов, Н.Оглоблин // Книжное обозр. – 1998. – 2 июня (№ 22).

· Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Эко У. Имя розы. – М., 1989; // ИЛ. – 1988. - № 10.

· Эко У. И великие ученые увлекались спиритуализмом: (беседа с итал.писателем: Из франц.газ. "Фигаро" /Подготовил к печатиЮ Коваленко) // Известия. – 1993. – 9 октября.

· Эко У. Компьютер не убьет тебя, книга: (беседа с итал.писателем: Из итал. газеты "Унита" / Записал Р. де Санктис) // Лит газ.. – 1994. – 7 декабря (№ 49).

· Эко У. Средние века уже начались // ИЛ. – 1994. - № 4.

· Эко У. Страх перед сюжетом как повод для письма: (беседа с итал.писателем / Записала М.Климова) // Независимая газета. – 1998. – 28 мая.

· Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в ХХI век. // Общественные науки и современность – 1997. - № 5.

· Арсено М. Интервью с Умберто Эко // ИЛ. – 1996. - № 11.

· Затонский Д.В. Созвучность Средневековью (вместо пролога) // Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – Харьков, М., 2000.

· Зенкин С.В. В скриптории холодно // Лит. обозр. – 1991. - № 6.

· Иванов В.В. Огонь и роза. Введение к "Имени розы" // ИЛ. - 1988. - № 8.

· Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004. С.88 – 116, 206 –208.

· Козлов С.Умберто Эко в поисках границ // Новое лит.обозр. – 1996. - № 21. - С.5 – 9.

· Козлов С. Умберто Эко. Маятник Фуко (Рец.) // Совр.худ.лит. за рубежом. – 1989. - № 2.

· Костюкович Е. Маятник Фуко – маятник Эко // ИЛ. – 1989. - № 10.

· Лотман Ю. Выход из лабиринта. // Эко У. Имя розы. – М., 1989.

· Рейнгольд С. "Отравить монаха", или человеческие ценности по Умберто Эко // ИЛ. – 1994. - № 4.

· Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. – Минск, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: