Занятие 6. Постмодернизм и проза Х. Л. Борхеса

Занятие 7. Японская литература и творчество Ясунари Кавабата. Романы "Тысячекрылый журавль" и "Стон горы".

Занятие 8. "Театр парадокса" Э.Ионеско и С.Бэккета и постмодернизм.

Занятие 9. Жанрово-композиционные особенности жанра "фэнтези". Цикл Дж. Р.Р.Толкина "Повелитель колец".

Занятие 10. Постмодернистский характер прозы Джона Фаулза. Романы "Женщина французского лейтенанта", "Коллекционер", "Волхв".

Занятие 11. Интеллектуальный роман А.Мердок "Черный принц" и поэтика постмодернизма.

Занятие 12. Постмодернизм и национальная традиция в творчестве Хулио Кортасара ("Игра в классики").

Занятие 13. Семантическая многоуровневость романа Умберто Эко "Имя розы".


Занятие 1. Г.БЕЛЛЬ "БИЛЬЯРД В ПОЛОВИНЕ ДЕСЯТОГО". МИЛИТАРИЗМ, ТОТАЛИТАРИЗМ, ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ СКРЫТЫЕ И ЯВНЫЕ ВЛИЯНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА.

План

1. Особенности социально-политической и общекультурной ситуации в Германии после Второй Мировой войны (ФРГ – ГДР, «холодная война», литературные течения, группы, основные представители).

2. Творческая биография Генриха Белля.

· Место и роль писателя в литературном процессе послевоенной Германии.

· «Семейно-географический» католицизм.

· Особенности творческой деятельности (основные произведения, художественный метод, тематика).

3. Роман «Бильярд в половине десятого» (1959).

А) Жанровая специфика и основная тематика:

· семейная хроника;

· милитаризм и тоталитаризм во всех сферах человеческого бытия на протяжении 50-ти лет германской истории;

· Вторая Мировая война как следствие этого;

· послевоенная германская действительность (тема «непреодоленного прошлого»).

Б) Особенности композиции:

· сюжетная рамка (1 день – 6 сентября 1958 года),

· архитектоника персонажей (три поколения архитекторов Фемелей),

В) Особенности создания характера (заданность, статичность),

· роль детали,

· мозаика внутренних монологов (воспоминания, ассоциации, мысли),

· пересечение временных срезов,

· ретроспекция в начало века;

Г) Система символических образов:

· «принявшие причастие буйвола»,

· «принявшие причастие агнца» (сложность и внутренняя противоречивость самого символа – жертвенность, но и террористические методы борьбы),

· «пастыри»,

· аббатство Святого Антония;

Д) Специфика финала романа (отсутствие эпилога, множественность сюжетных развязок).

Е) Специфика стиля Г.Белля.

Художественные тексты:

Г.Белль. Бильярд в половине десятого.

Глазами клоуна.

Франкфуртские лекции / Вступ.ст. пер., и коммент. Карельского А. // Вопр. лит. 1988. № 5.

В.Кёппен. Голуби в траве.

З.Ленц. Урок немецкого.

Г.Э.Носсак. Дело Д’Артеза.

Ф.Фюман. Барлах в Гюстрове.

Критическая литература

· Запевалов В. Дорогой Рене: Сын Г.Белля рассказывает. // Лит.газ. 1989. № 3.

· Затонский Д. Проповедник из Кельна: Генрих Белль – человек и писатель. // Лит обозр. 1990. № 5.

· Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. – М., 1988.

· Зачевский Е.А. Группа «47» и становление западногерманской литературы. – Л., 1983.

· История зарубежной литературы (1945 – 1980) / Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 1989.

· История литературы ФРГ. – М., 1980.

· История немецкой литературы. В 3-х т. Т.3. Пер. с нем. Общ.ред. А.Дмитриева. – М.: Радуга, 1986.

· Кантор В. Защищая человека // Новый мир. 1986. № 10. С.259 – 262.

· Карельский А. Послесловие // Г.Белль. Семь коротких историй. – М., 1968. С.188 – 205.

· Копелев Л.О. О Генрихе Белле: Творческий портрет западногерманского писателя // Иностранная литература. 1988. № 12. С.218 – 225.

· Млечина И.В. Литература и «общество потребления». Западно-Германский

· роман 60-х – начала 70-х гг. – М., 1975.

· Млечина И.В.К чему приводит насилие // Знамя. 1986. Кн.9. С.237 – 240.

· Мотылева Т.Л. Беспощадная память: Заметки о романах Г.Белля // Знамя. 1987. Кн.6. С.221 – 225.

· Мотылева Т.Л. Послесловие // Г.Белль. Избранное. – М., 1987.

· Мотылева Т.Л. Послесловие // Г.Белль. Самовольная отлучка. – М., 1989.

· Мотылева Т.Л. Предисловие // Г.Белль. Каждый день умирает частица свободы. – М., 1989.

· Мотылева Т.Л. Предисловие // Г.Белль. Женщины у берега Рейна. – М., 1989.

· Рудницкий М.В. Вступление // Г.Белль. Под конвоем заботы: Роман. // Иностранная литература, 1988, № 11.

· Топер П. Предисловие // Г.Белль. Ирландский дневник. – М., 1988, с.5 – 32.

· Фрадкин И.М. Вступительная статья // Г.Белль. Собрание сочинений. В 5-ти т., М., 1989. - Т.1, с. 5 – 28.

· Фрадкин И.М. Послесловие // Г.Белль. Бильярд в половине десятого. – М., 1965.

Занятие 2. ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ В РОМАНЕ Г. ГРАССА "ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН"

План:

1. Творческая биография Гюнтера Грасса; место писателя в литературном процессе Германии после Второй мировой войны.

2. Место романа "Жестяной барабан" в творческом наследии писателя. К истории создания.

3. История Германии как клоунада, абсурдный фарс.

4. Политические установления третьего рейха и философия обывателя. Историческая модель и художественная реальность.

5. Особенности сюжетно-композиционной организации романа. Двуплановость повествования.

6. Специфика повествовательной манеры писателя. Образ автора. Образ рассказчика: О.Мацерат – рассказчик и объект авторского анализа одновременно. Пародия на "воспитательный роман".

7. Образ О.Мацерата. Основные способы создания образа (гротеск, метафора). Уродство как способ выражения протеста против мира. Рост как символ нравственной позиции. Цинизм героя-клоуна.

8. Эстетическое равенство тезиса и антитезиса в романе – осуждение филистерского мира и преданность ему. Пародия как средство критики традиционных обывательских ценностей. Ироническая диалектика сочетания обывательского и художественного в образе О. Мацерата.

9. Пространственно-временная организация романа. Образ города. Мифологизм в создании образа Данцига. Город-кентавр.

10. Поэтика романа, стилевые особенности повествовательной манеры. Символы, аллегории, метафоры. Символ барабана. Функциональность использование вульгаризмов и жаргона.

11. Элементы плутовского романа. Раблезианские мотивы. Сочетание фантастики, гротеска, сатиры.

Художественные тексты:

Г.Грасс. Жестяной барабан.

Продолжение следует… // Звезда. СПб. 2000. № 3.

Вчера, полвека тому назад. Переписка с Киндзабуро Оэ / Пер. и вступ. ст. Егоршева А. // ИЛ. 2001. № 12.

Критическая литература:

· Затонский Д. "Жестяной барабан" Г.Грасса, или понимаем ли мы мир, посрдеством которого мы существуем // ИЛ. 2001. № 12.

· Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. – М., 1988.

· История зарубежной литературы (1945 – 1980) / Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 1989.

· История литературы ФРГ. – М., 1980.

· История немецкой литературы. В 3-х т. Т.3. Пер. с нем. Общ.ред. А.Дмитриева. – М.: Радуга, 1986.

· Карельский А. Бунт, компромисс и меланхолия. О творчестве Г.Грасса. // Вопр.лит,, 1979. - № 7.

· Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990.

· Крепак Е.М. Гюнтер Грасс // Грасс Г. Под местным наркозом. – СПб., 2000.

· Млечина И. Литература и "общество потребления". – М., 1975.

· Млечина И. Соло на барабане // ИЛ. 1995. № 11.

· Что может литература? Беседа Хуана Гойтисолло и Гюнтера Грасса // ИЛ. 2000. № 5.

Занятие 3. СПЕЦИФИКА САТИРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ США. РЕАЛИЗМ ИЛИ ЧЕРНЫЙ ЮМОР? К.ВОННЕГУТ "КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ КОШКИ". ДЖ.ХЕЛЛЕР "УЛОВКА-22".

План

1. Понятие «постмодернизма», массовой культуры, «черного юмора» в современном литературоведении (литература абсурда, неоготика и т.д.).

2. Специфика реализма и принципы прозы ХХ века. Особенности литературного процесса второй половины ХХ века в США.

3. Творчество Курта Воннегута и его роман «Колыбель для кошки».

· Роль науки и проблема ответственности ученого.

· Религия Боконона как иронически-иллюзорный способ выхода из кризиса и абсурда мира.

· Современная цивилизация в романе (тоталитаризм в политике, идеологии и духовной жизни). Гротеск, сатира.

· Специфика композиции романа и стиль Воннегута.

· Особенности авторской позиции.

4. Творческий путь Джозефа Хеллера, место и роль романа «Уловка – 22» в его наследии.

· Тема Второй Мировой войны в романе.

· Обнажение тотальной коррупции, жестокости, нелепости и безнравственности всей социальной системы (простые солдаты, офицеры, военная администрация, правительственные чиновники и пр.)

· Образ капитана Иоссириана как отстраненного комментатора событий.

· Авторская позиция в романе (сатира или «черный юмор»?)

Художественные тексты (основные):

Воннегут К. Колыбель для кошки

Хеллер Дж. Уловка-22.

Художественные тексты (дополнительные):

Барт Дж. Химера. – Спб., 1999.

Конец пути // ИЛ. 1999. № 5.

Заблудившись в комнате смеха: Роман, рассказы. – СПб.: Симпозиум, 2001.

Плавучая опера. – СПб.: Азбука-классика, 2001.

Донливи Дж. Джинджермен. Волшебная сказка Нью-Йорка.

Берроуз У. Голый завтрак

Пинчон Т. V. – СПб, 2000.

Энтропия // ИЛ. 1996. № 3.

Выкрикивается лот сорок девять. – СПб.: Симпозиум, 2000.

Критическая литература

· Белов С. Социология песни, мифология будней // ИЛ. – 1984. - № 1.

· Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. – М., 1984.

· Зверев А. Абсурдизм по-американски // Зверев А. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. – М., 1979.

· Зверев А. Второе свидание: Американская литература авангарда // ИЛ. 1997. № 2.

· Зверев А. Основные тенденции развития современной литературы США. – М., 1973.

· Зверев А.М. Тупик: К вопросу об американском постмодернизме // ИЛ. 1982. № 6.

· История зарубежной литературы ХХ века. Под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н.Засурского. – М., 2003. – С.385 – 392.

· Литература США в 70-е годы ХХ века. – М.: Наука, 1983.

· Мендельсон М. Роман США сегодня – на заре 80-х годов. – М., 1983.

· Мулярчик А. Американский роман: Ответы на вызовы ХХ века // США. Экономика, политика, идеология. – 1996, № 1, с.65 – 74.

· Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. - М., 1980.

· Мулярчик А. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины ХХ века. – М., 1985.

· Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе: 70-е годы. – М.: Наука, 1982.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: