Введение. На тему: «возрастные особенности общения в школьном классе»

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Возрастные особенности общения в школьном классе».

Выполнила: студентка 2 курса

Заочного отделения

Специальность: «Психология»

Феденко О.В.

Проверил: ст. преподаватель

Трошина Е.А.

г. Бокситогорск

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Глава 1. Теоретические основы особенностей общения младших школьников  
1.1. Понятие общения, структура, функции, виды общения  
1.2. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте Выводы по главе 1  
Глава 2. Особенности общения младших школьников в классе  
2.1. Особенности общения младших школьников с учителем  
2.2.Особенности общения младших школьников со сверстниками Выводы по главе 2  
Заключение  
Список литературы  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Человек не способен жить, работать, учиться без общения с людьми. Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Общение младших школьников, как и любой возрастной группы, имеет свои особенности и является важным аспектом развития личности. Круг и виды общения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например, их ровесники 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Что касается общения младших школьников с учителем в современной школе, то оно лишено того содержания обаяния, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30 и даже 20 тому назад. Актуальность исследования общения обусловлена необходимостью анализа различных этапов развития личности ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное место. Их можно рассматривать как некую форму близких и личностно значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Детский коллектив - это маленькое общество. Оно выступает своеобразной лабораторией для становления морально - этических основ дальнейшего полноценного функционирования личности.

Все это связано с изменением системы человеческих ценностей. Еще по традиции даже студентам, обучающимся педагогическим специальностям, преподается, что учитель пользуется у младших школьников авторитетом, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом. Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности.

Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни.

Цель данного исследования изучить особенности общения младших школьников в классе.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по данной проблеме.

2. Охарактеризовать психологические особенности общения младших школьников.

3. Рассмотреть понятие общение, структуру, функции, виды общения.

4. Раскрыть теоретические основы особенностей общения младших школьников со сверстниками.

5. Исследовать особенности общения младших школьников с учителем

Объект исследования – общение в школьном классе.

Предмет - процесс общения младших школьников в классе.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Б.С. Волкова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнитиельный анализ, обобщение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: