Психология толпы. Такой социальный феномен как толпа возникает

Такой социальный феномен как толпа возникает:

- в период социально-политических кризисов в стране (регионе);

- в переходные времена;

- во время ощущения неблагополучия, тревоги, недовольства, угрозы существованию.

Слово «толпа» на Западе интерпретируют как масса, массовость. В английском языке «mob» - возбужденное, беспорядочное скопление людей.

Толпа - это случайное множество людей.

Толпа – в отличие от социальной группы, класса, слоя она является аморфным образованием, не имеющим ни организации ни обычаев и традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица.

Несколько дефиниций толпы:

«С психологической точки зрения толпа – это создание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания»

Густав Лебон – основатель социальной психологии

«Толпа – скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда орда, орава, ватага.»

В. Даль

«Психологическая толпа – собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания при повышенном состоянии внушаемости»

А.С.Рязанов (военный психолог)

«Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания»

(Пс/словарь 1990 г.)

«Толпа – изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения»

С.К. Рощин

Толпа – это относительно кратковременное слабоорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.»

Трудность исследования феномена толпы связана с тем, что сама ее природа и ее свойства почти не поддаются фиксации и описанию. Здесь нет закономерностей в психологическом отношении (или они не явно выражены) и нельзя предугадать сценарий развития событий.

Виды и основные характеристики толпы:

Случайная (окказиональная) - возникает случайно, в связи с каким-то неожиданным явлением (событием): ДТП, пожар и т.д. Здесь в основном «зеваки» и главное – любопытство.

Конвенциональная – поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах – конвенциях. (митинг, демонстрация, спортивные соревнования, концерт и т.д.). В этом случае людьми движет интерес.

Экспрессивная – отличается особой силой массового проявления эмоции. Такая толпа является результатом трансформации случайной и конвенциональной толпы (например, бурная радость толпы футбольных болельщиков).

Экстатическая – например экстаз тех же футбольных болельщиков.

Эти рассмотренные виды принято относить к пассивным, т.е. не переходящих грань социально опасных.

Действующая (или активная) – имеет ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств).

¾ агрессивная толпа – например побоище после футбольного матча, когда эмоции выходят из-под контроля и доминирует массовый психоз.

¾ паническая толпа – т.е. скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности (паника на тонущем корабле и т.д.).

¾ стяжательная толпа – скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями (например давки в магазинах из-за дефицита, пассажиры в транспорте и т.д.).

¾ повстанческая толпа – например в ходе революционных событий (август 1991г.).

Следствием действий толпы являются - массовые беспорядки

а) в политической жизни: степень вероятности массовых беспорядков равно отношению степени обостренности социально-экономических проблем к уровню развития политической культуры;

б) в социальной сфере: степень вероятности массовых беспорядков равно отношению степени обостренности социальных, жизненных проблем (обстоятельств) к уровню общей культуры.

Агрессивная толпа имеет свою ролевую структуру:

¾ организаторы (планируют, выбирают место, время, средства …);

¾ зачинщики (подстрекатели, провокаторы);

¾ активные участники (ядро толпы);

¾ добросовестно заблуждающиеся:

¾ конфликтные люди (просто поконфликтовать, эмоционально разрядиться);

¾ эмоционально неустойчивые люди (легко внушаемые, быстро заражаемые).

¾ любопытствующие люди (особо никуда не вмешивающиеся, но присутствующие).

Основные характеристики толпы:

Импульсивность - толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они настолько сильны, что их не может подавить даже инстинкт самосохранения. Но влечения толпы и возбудители, действующие на нее, весьма разнородны, поэтому толпе свойственно непостоянство, изменчивость. Внезапно она может переходить от кровожадности к великодушию и наоборот.

Внушаемость - толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению. С помощью психического заражения внушенные конструкции передаются всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна, "невероятное для нее не существует". Самое обычное явление принимает для толпы гипертрофированный размер, поскольку она "мыслит" образами, а не понятиями.

Максимализм - толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия – ненависти.

Авторитарность и консерватизм - поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ей не свойственны сомнения.

Нравственная спонтанность - толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной - она способна и на высокий героизм, «на низкое злодейство.

Образность и алогичность "мышления" - идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, а идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления.

Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации. Для толпы характерна логическая ошибка "поспешного обобщения". Речи, произносимые перед толпой, совершенно нечитабельны, нелогичны, но именно такие речи и действуют на нее.

Религиозность - толпа нуждается в религии. Её характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении верховного существа, непоколебимая уверенность в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к врагам.

Факторы, влияющие на толпу:

¾ использование определенных слов и формул;

¾ толпе нужны иллюзии

¾ опыт «грандиозных размеров» и повторенный несколько раз

¾ соответствие речи лидера чувствам и настроениям толпы

Тема 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: