«Состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и мерой удовлетворенности его членов различными сторонами общения и взаимодействия»
Динамичные пс/явления - психол./заражение, подражание - заинтересованность и признание - взаимные оценки и претензии - психол./соперничество, давление - симпатии, антипатии, эмпатии | Статистические пс/явления: - суеверия, предрассудки - настроения - мода | Фундаменталь. пс/явления: - единство, сплоченность - взгляды, установки - коллективное мнение - коллективные интересы - традиции |
Четыре подхода к пониманию природы СПК.
1. СПК рассматривается, как состояние коллективного сознания.
2. СПК рассматривается как общий эмоционально-психологический настрой.
3. СПК рассматривается как система межличностных отношений.
4. СПК рассматривается как степень социальной и психологической совместимости.
Два его уровня.
Статический. Это устойчивые взаимоотношения, интерес к работе и коллегам. На этом уровне СПК понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность.
|
|
Динамический. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы. Этот уровень характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми.
Меры по формированию благоприятного СПК:
- подбор сотрудников с учетом их психологической совместимости;
- ограничение сотрудников, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
- постановка ясных и понятных целей деятельности;
- четкое определение обязанностей, прав и ответственности для сотрудников;
- отсутствие лишних работников и вакансий;
- обучение и периодическая аттестация руководящих работников;
- опора на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива;
- формирование общих норм поведения, "цементирующих" коллектив;
Однако слишком хорошие отношения — не всегда хорошо. Есть уязвимые места:
- сотрудники излишне сосредоточены на отношениях внутри коллектива в ущерб работе;
- избегание даже необходимой конфронтации, что мешает решать важные вопросы;
- из-за «доброты» люди отказываются решать «трудные» административные вопросы;
- подчас забота о взаимоотношениях внутри коллектива приводит к введению уравнительной системы вознаграждения за труд, а это обессиливает наиболее целеустремленных людей;
- когда сотрудники всерьез дружат, это приводит к разрушению иерархии и субординации;
- сотрудники иногда избегают ведения четкой статистики своих достижений.
Показатели для оценки СПК:
|
|
1. Удовлетворение членов группы характером и содержанием труда.
2. Удовлетворённость характером взаимоотношений.
3. Удовлетворённость системой морального и материального стимулирования.
4. Стиль руководства.
5. Отношение сотрудников к работе.
6. Установки и ценностные ориентации сотрудников.
7. Трудовая и общественная активность сотрудников.
8. Уровень конфликтности (причины, напряжённость, направленность и др.)
9. Реальная и потенциальная текучесть кадров.
10. Профессиональная подготовка персонала.
Характеристики благоприятного СПК:
1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений.
2. В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения.
3. В коллективе высоко ценят: честность, трудолюбие и бескорыстие.
4. Сотрудники активны, полны энергии, добиваются высоких показателей.
5. Неудачи кого-либо вызывают сопереживание и искреннее участие всех.
6. В трудные для организации периоды один за всех и все за одного.
Характеристики неблагоприятного СПК:
1. Подавленное настроение, пессимизм, конфликтность, антипатии.
2. Отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых».
3.Честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться.
5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных.
6. В трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры.