Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и неко­торые отрицательные аспекты.

Уровневая дифференциация  
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества урав­ниловка и усреднение детей. Деление детей по уровню развития негуманно.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Высвечивается социально-экономи­ческое неравенство.
Отсутствие в классе отстающих сни­мает необходимость в снижении обще­го уровня преподавания. Слабые лишаются возможности тя­нуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными уча­щимися, плохо адаптирующимися к об­щественным нормам. Перевод в слабые группы восприни­мается детьми как унижение их досто­инства.
Реализуется желание сильных уча­щихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Несовершенство диагностики приво­дит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Повышается уровень Я—концепции: сильные утверждаются в своих способ­ностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавить­ся от комплекса неполноценности. Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллю­зия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется уста­новка на фатальность своей слабости.
Повышается уровень мотивации уче­нья в сильных группах. Понижается уровень мотивации уче­нья в слабых группах.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. Перекомплектование разрушает классные коллективы.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

— региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по­токи);

в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);

межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: