Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация | |
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. | Деление детей по уровню развития негуманно. |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. | Высвечивается социально-экономическое неравенство. |
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. | Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. |
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. | Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. |
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. | Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. |
Повышается уровень Я—концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. | Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. |
Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. | Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. |
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. | Перекомплектование разрушает классные коллективы. |
По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
|
|
— региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
— внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
— в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);
— межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
— внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.