Групповые технологии

Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.

К. Маркс

По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: груп­повую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом домини­рующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обуче­ния можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему (см. гл. 3);

- формы дифференциации учебного процесса (см. п. 6. 4.);

- дидактические игры (см. п. 5. 1.);

- белл-ланкастерскую систему (см. п. 6. 7.);

- бригадно-лабораторный метод (см. п. 6. 8.);

- метод проектов (см. п. 6. 8.);

- метод Трампа (см. п. 6. 5.).

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рам­ках классно-урочной системы широко применяются различные формы организа­ции коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной дея­тельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достиже­ние общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школь­ников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволя­ют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесооб­разное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и чет­вертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совмес­тно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет инди­видуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для коопери­рования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: