Особенности организации. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учеб­ных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо

дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руко­водством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учи­тывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с мак­симальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и харак­тера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школь­ников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группа­ми учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполне­ние различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени воз­растает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих эле­ментов:

Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

и) Подведение итогов группового задания.

Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то груп­повая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 еди­ницы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: конт­ролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащим­ся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при

проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естествен­нонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках инос­транного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических до­кументов и т. п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: