double arrow

Особенности методики. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя


Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в

диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотно­шении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяс­нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инст­румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функцииучителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учите­ля и книгу);

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультиме­диа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

В функциирабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов, их хранения;

- текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результа­тов в различном виде);

- средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

- применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых программ;

- компьютерных игр по сети;

- компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующиефункции:

- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабо­чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п. ).

- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помо­щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьюте­ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д. ), связь их с предметным содержани­ем определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихсякомпьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ком­пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (ком­пьютерной грамотности) входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей ком­пьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными коман­дами;

- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функ­циями;

- владение хотя бы одним текстовым редактором;

- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программи­рования;

- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культу­рой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

- переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хра­нилищ мира;

- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и

видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят обаудиовизуальных технологиях

обучения, я которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с

помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью

дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Литература

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.

2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. , 1970.

3. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. , 1971.

4. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М. , 1988.

5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М. : Просвещение, 1991.

6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л. , 1989.

7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.

8. Педагогика/Под ред. П. И. Пцдкасистого. -М. : РПА, 1996.

9. Петрусшскш В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М. , 1987.

10. ПодластыйИ. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.

11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996. -№5.

12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.

13. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1989. -№3.

14. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. -№3.

15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. - М. , 1976.

1 б. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. -№11.

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику муки, но определяет­ся еще совокупностью дидактических целей и требований, особенностями учебно-познавательно­го процесса. Было бы нецелесообразно повторять в обучении логику исторического развития на­уки: необходимо избежать всех заблуждений и ненужных трудностей. Школьник за 5-7 лет обучения должен овладеть системой знаний, создававшейся подчас столетиями. В этом состоит основная задача педагогической технологии.

Поэтому в дидактической системе элементы знаний соединены кратчайшими логическими связями, количество доказательств сведено к минимуму, максимум внимания уделяется главным, наиболее общим и значимым сведениям и идеям. В атом заключается принцип оптимального содержания дидактической системы знаний.

Второе важнейшее требование к построению дидактической структуры знаний вытекает из принципа систематичности обучения в его современном, расширенном понимании, включающем требования системности передаваемой информации. Задача обучения включает последователь­ное формирование систем в индивидуальных знаниях учащихся: частнопонятийных, внутрипредметных, межпредметных и т. д. Подход к знаниям с системных позиций реализуется и в структуре предъявляемой информации, и в использовании основанных на ней приемов системати­зации знаний.

Наконец, построение дидактической структуры знаний не может не учитывать одного из самых современных требований формирования СУД - умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественной информации. В ди­дактической системе знаний ученику должны предъявляться не только сами знания, но и наиболее рациональные методы овладения знаниями — ориентировочная основа действий. По П. Я. Гальперину, обучаемый, овладев общим методом анализа определенного круга явлений, способен в дальнейшем самостоятельно составлять ориентировочную основу для усвоения нового материала в данной области знаний. Достижению этого результата способствует определенное построение изложения учебного материала, использование специальных схем умственных дей­ствий и других дидактических приемов.

Реализация названных принципов, комбинации расположения учебных предметов, частей учеб­ного материала, преемственность, логика взаимосвязей, акценты содержания составляют сущ­ность ряда известных педагогических технологий.


Сейчас читают про: