II. Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

Информационно-коммуникативные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

I. Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

II. Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

III. Дидактические компьютерные игры.

IV. Дистанционное обучение лиц с ОВЗ.

I. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Средства информационных и коммуникационных технологий:

· обучающие (сообщают знания, формируют умения и навыки учебной или практический деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);

· тренажеры (для отработки умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала);

· информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);

· демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

· имитационные (представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик);

· лабораторные (позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании);

· моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

· расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);

· учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме).

II. Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

· Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.

· Повышение продуктивности самоподготовки учащихся.

· Индивидуализация работы самого учителя.

· Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.

· Усиление мотивации к обучению.

· Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

· Обеспечение гибкости процесса обучения.[2]

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

В процессе работы в области применения ИКТ отмечают:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий.

- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы.

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов, но в условиях индивидуального обучения нецелесообразна.

III. Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Используя учебно-игровые средства и тренажёры в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2. Сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

3. Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.

4. Занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

5. Появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

6. Обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

7. Во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул. Появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе.

8. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

9. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

IV. Дистанционное обучение, в среде школьных педагогов эта форма работы используется недостаточно широко.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30–40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению в рамках университетского и школьного образования, также и в системе повышения квалификации. Под дистанционным обучением мы понимаем такую организацию обучения, при которой ученик получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.

Возможности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями развития. - поможет детям быстро и безболезненно “влиться” в окружающую их жизнь

- позволит иметь возможность получать доступную информацию более современным способом.

- возможность развиваться в новом виде деятельности – работе на компьютере самостоятельно.

-Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения в коррекционной педагогике компьютерных технологий.

Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.

- Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним.

Для решения этих проблем необходимо проходить с учащимися три стадии работы.

1. подготовительный этап (очный) - обучение дистанционной работе.

2. попытка учащегося работать самостоятельно, под очным контролем учителя или со Skype-сопровождением (очно-заочный этап). И только затем,

3. когда ребёнок почувствует себя уверенно, можно переходить к третьему дистанционному этапу.

При обучении детей с ОВЗ можно реализовать различные формы и различные дистанционные технологии: использую портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype.

Работу в Skype большинство из нас уже освоили, но эта работа не даёт необходимой наглядности и зависит от качества интернет-соединения.

Гораздо нагляднее и удобнее работать с дистанционными курсами, созданными на программной платформе Moodle, которая позволяет создавать и проводить разнообразные учебные курсы онлайн, при этом акцент делается на поддержку активного взаимодействия между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой. Здесь можно разместить:

- тексты, веб-страницы, аудио-видео- и произвольные файлы;

- тесты с автоматической проверкой и интерактивные учебные материал;

- глоссарии с автоподсветкой;

- подключение внешних образовательных ресурсов и др.

Все вышеперечисленные возможности можно использовать, создавая уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: