Особенности урока

• Ход познания - «от учеников».

• Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсю­да иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

• Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоцио­нальным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности зада­ния, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творче­ства, помощью и поощрением со стороны учителя.

• Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается воп­росами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждо­му ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в спосо­бах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

• Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

• Отслеживание развития

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенци­альные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности это­го процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л. В. Занков предложил следующие показатели:

- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психи­ческих функций;

- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.

Литература

Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л. В. Занкова. - 1-11 кл. - М.: Изд-во АПН РСФСР; III-IV кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М.:

Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975; Индиви­дуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. - М.:

Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. - М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л. В. Память. - М., 1949; Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.:

Учпедгиз, 1960; Занков Л. В. О начальном обучении. - М., 1963; Занков Л. В. Содружество ученого и учителя. - М., 1991; Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.; Зверева М. В. О системе начального обучения, направ­ленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4.

Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы сред­ней школы. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1997; Новая система начального обучения - I, II, III классы / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М. В. Зверевой. - М.: НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1967; Беркман Т. Д., Гршценко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процес­се обучения пению / Под общ: ред. Л. В. Занкова. - М., 1961; Занков Л. В. Беседы с учителями. -М., 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. - М.: Просвеще­ние, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методичес­кое пособие. - Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л. В. Занкова, 1-3 классы. - М., 1996; Нечаева Н. В. Планирование периода обучения грамоте (система I-III). -М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В. Изучение результативного развития речевой деятельности млад­ших школьников. - М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В., РогановаЗ. Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6-х классах. - М.: ФНМЦ, 1996.

Учебники, книги для учащихся: Романовская Э. И., Романовский А. П. Живое слово: Книга для чтения в I, II, III классе / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Полякова А. В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967;

Занков Л. В. Учебник математики для I класса. - М., 1965; Аргинская И. И. Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1966, 1967; Чутко И. Я. Учебные материалы по истории - III кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л. В., Аргинская И. И. Математика, I кл. -М.: Просвещение, 1979; Дмитриева Н. Я. Книга по естествознанию. I кл. - М.: Просвещение, 1979;

Азбука / Под ред. Нечаевой Н. В. - М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: