Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.
В системе И. П. Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) рабо-
ты, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т. д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.
Примечание. В литературе имеется немало примеров технологий частно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка. Это прежде всего системы музыкально-творческого образования - Д. Б. Кабалевского, В. В. Кирюшина, художественного воспитания - Б. М. Йеменского, формирования литературного творчества - В. А. Левина, театрального творчества - Е. Ю. Сазонова и др.
|
|
В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным технологиям творческого развития. Модель Дж. Шваба делает акцент на исследовательских методах и процедурах в изучении естественных наук, модель Дж. Зухмана - на обучении сбору данных и построении гипотез.
В основе модели ^Синектика» лежит ряд представлений об иррациональной природе творческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побуждение к поиску- метафорических, символических аналогий). Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы КТД, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости).
Литература
1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. - 2-е изд. - М., 1987.
2. Алыпшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М., 1973.
3. Алыпшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов, 1961.
4. Алыпшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
5. Алыпшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.
6. Бершадская Н. Р. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1986.
7. Библер B. C. Мышление как творчество. - М., 1975.
8. Воробей Ю. Д. Дидактика художественного творчества. - М., 1984.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
10. Глоцер В. И. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. - М., 1964.
11. Гольдентршт С. С. О природе эстетического творчества. - М., 1977.
12. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого выражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. - №2.
|
|
13. Ефимов B. C. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления. - М.:
Интерпракс, 1994.
14. Иванов Г. И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
15. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1992.
16. Кабалевский Д. Б, Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.
17. Кирюшин В. В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. - М., 1992.
18. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
19. {Соломина И. П. Структуры и механизмы творческой деятельности. - М., 1983.
20. Кругликов Г. П., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества. — М., Народное образование, 1996.
21. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. - М., 1975.
22. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.
23. Леей В. Нестандартный ребенок. - М., 1983.
24. Левин В. А. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 1977.
25. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.
26. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1979.
27. Майданов А. С. Процесс научного творчества. - М., 1983.
28. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках (методы нужно проверять). -М., 1984.
29. Неметкий Б. М. Дидактика глазами художника // Педагогика. - 1996. - № 3.
30. Йеменский Б. М. Мудрость красоты. - М., 1986.
31. Петрович Н., Цуриков В. Путь к изобретению. - М., 1986.
32. Полуянов Ю. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982.
33. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1976.
34. Развитие творческой активности школьника / Под ред. A. M. Матюшина. - М.: Педагогика, 1991.
35. Разумовкский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М., 1975.
36. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.
37. Сазонов Е. Ю. Город мастеров // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987.
38. Саламатов Ю. Как стать изобретателем. - М.: Просвещение, 1990.
39. Селевко Г. К. Развивать интерес к рационализации и изобретательству // Вечерняя средняя школа. - 1961. - №4.
40. Селевко Г. К. Творческие задания как метод обучения // Вечерняя средняя школа. - 1962. - №2.
41. Селевко Г. К. Формирование творческого мышления // Сборник тезисов научно-практической конференции. - Омск, 1986.
42. Шубинский B. C. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988.
43. Эсаулов А. Ф. Проблема решения задач в науке и технике. - Л., 1979.