Оценивание

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публика­ция работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение зва­ний.

В системе И. П. Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это доку­мент, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) рабо-

ты, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нор­мам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт дли­тельностью не менее 10 минут и т. д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

Примечание. В литературе имеется немало примеров технологий частно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка. Это прежде всего системы музыкально-творческого образования - Д. Б. Кабалевского, В. В. Кирюшина, художествен­ного воспитания - Б. М. Йеменского, формирования литературного творчества - В. А. Ле­вина, театрального творчества - Е. Ю. Сазонова и др.

В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным технологиям творческого развития. Модель Дж. Шваба дела­ет акцент на исследовательских методах и процедурах в изучении естественных наук, модель Дж. Зухмана - на обучении сбору данных и построении гипотез.

В основе модели ^Синектика» лежит ряд представлений об иррациональной природе твор­ческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побужде­ние к поиску- метафорических, символических аналогий). Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы КТД, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости).

Литература

1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. - 2-е изд. - М., 1987.

2. Алыпшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М., 1973.

3. Алыпшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов, 1961.

4. Алыпшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

5. Алыпшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.

6. Бершадская Н. Р. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1986.

7. Библер B. C. Мышление как творчество. - М., 1975.

8. Воробей Ю. Д. Дидактика художественного творчества. - М., 1984.

9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

10. Глоцер В. И. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. - М., 1964.

11. Гольдентршт С. С. О природе эстетического творчества. - М., 1977.

12. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого выражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. - №2.

13. Ефимов B. C. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления. - М.:

Интерпракс, 1994.

14. Иванов Г. И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.

15. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1992.

16. Кабалевский Д. Б, Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.

17. Кирюшин В. В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. - М., 1992.

18. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

19. {Соломина И. П. Структуры и механизмы творческой деятельности. - М., 1983.

20. Кругликов Г. П., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества. — М., Народное образование, 1996.

21. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. - М., 1975.

22. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.

23. Леей В. Нестандартный ребенок. - М., 1983.

24. Левин В. А. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 1977.

25. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.

26. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1979.

27. Майданов А. С. Процесс научного творчества. - М., 1983.

28. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках (методы нужно проверять). -М., 1984.

29. Неметкий Б. М. Дидактика глазами художника // Педагогика. - 1996. - № 3.

30. Йеменский Б. М. Мудрость красоты. - М., 1986.

31. Петрович Н., Цуриков В. Путь к изобретению. - М., 1986.

32. Полуянов Ю. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982.

33. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1976.

34. Развитие творческой активности школьника / Под ред. A. M. Матюшина. - М.: Педагогика, 1991.

35. Разумовкский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физи­ке. - М., 1975.

36. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.

37. Сазонов Е. Ю. Город мастеров // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987.

38. Саламатов Ю. Как стать изобретателем. - М.: Просвещение, 1990.

39. Селевко Г. К. Развивать интерес к рационализации и изобретательству // Вечерняя средняя школа. - 1961. - №4.

40. Селевко Г. К. Творческие задания как метод обучения // Вечерняя средняя школа. - 1962. - №2.

41. Селевко Г. К. Формирование творческого мышления // Сборник тезисов научно-практичес­кой конференции. - Омск, 1986.

42. Шубинский B. C. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988.

43. Эсаулов А. Ф. Проблема решения задач в науке и технике. - Л., 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: