По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая, антропософская.
По основному фактору развития: психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности — СУМ.
По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.
По организационным формам: классно-урочная + клубная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
По категории обучающихся: массовая.
Акценты целей
• Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self-made men).
• Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.
• Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.
• Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Концептуальные положения
|
|
• Ученик - субъект, а не объект процесса обучения.
• Обучение приоритетно по отношению к развитию.
• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.
• Ведущая роль теоретических, методологических знаний.
Дополнительные гипотезы
• Все высшие духовные потребности человека — в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.
• Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
• На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
• Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.