double arrow

Теоретики классицизма в европейской литературе

Важнейшей чертой классицистической поэтики является ее нормативный характер. Верховным «судьей» прекрасного классицисты объявили «хороший вкус», обусловленный «вечными и неизменными» законами разума. Образцом и идеалом воплощения законов разума и, следовательно, «хорошего вкуса» классицисты признавали античное искусство, а поэтики Аристотеля и Горация истолковывались как изложение этих законов. Сторонники классицизма возвращаются к ренессансному принципу «подражания природе». Этот принцип подразумевает изображение вещей не такими, каковы они в реальности, а такими, каковы они должны быть согласно разуму.

У писателей-классицистов общее и индивидуальное находятся в полном разрыве и герои воплощают в себе противоречие человеческой сущности как абстрактной, лишенной индивидуального, заключающей только общее. Рационалистический метод «расчленения трудностей», сформулированный крупнейшим философом-рационалистом 17 века Рене Декартом, в применении к искусству означал выделение в человеческом характере, как правило, одной ведущей, главной черты.

Из общих эстетических установок классицизма вытекают конкретные требования его поэтики, наиболее полно сформулированные в «Поэтическом искусстве» Буало: гармония и соразмерность частей, логическая стройность и лаконизм композиции, простота сюжета, ясность и четкость языка.

Одним из основополагающих и устойчивых теоретических принципов классицизма является принцип расчленения каждого искусства на жанры и их иерархического соотнесения. Жанры делятся на «высокие», «средние» и «низкие». «Высокие» жанры – эпопея, ода, трагедия – призваны воплотить государственные или исторические события, т. е. жизнь монархов, полководцев, мифологических героев, употребляются архаизмы,

«урочиста» лексика. «Средние» - проза, язык без лишнего эмоционального окраса. «Низкие» - сатира, басня, комедия – должны изображать частную, повседневную жизнь «простых смертных», лиц средних сословий, используется брутальность, просторечная, грубая лексика. Стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру. Классицисты старались избегать употребления «низких» слов, а иногда конкретных наименований предметов быта, но они же боролись против чрезмерной орнаментальности и вычурности поэтического языка. Так, в эпоху Просвещения, во всех странах Европы также получил распространение просветительский классицизм. Своеобразной его разновидностью стал «веймаровский классицизм» Гете и Шиллера в зрелый период их творчества.

Классицизм зародился в университетских кругах и из-за необходимости нес в себе следы книжности. Его родиной была Италия. Классицизм возник вместе с возрожденным античным театром и сначала воспринимался как полная противоположность «варварской» средневековой драматургии. Поэтому наиболее яркое воплощение классицизм получил именно в драматургии. Гуманисты эпохи Возрождения отбросили средневековую драму. Они решили умозрительно, без всякого учета своеобразия эпох и народов, возродить трагедию Еврипида и Сенеки, комедию Плавта и Теренция. Они же были и первыми теоретиками классицизма (Ю. Скалигер «Поэтика», 1561).

Усматривая, и не без основания, в античной драме пример худ. совершенства, они умственно установили какие-то ненарушимые и вечные законы театра, исходя из тех закономерностей, которые выделили в театре античном.

В Италии широкой популярностью пользовались «духовные представления». А гуманисты уже начали ставить трагедии Сенеки. Триссино (1478-1550) в 1515 г написал по примеру трагедии Софокла и Еврипида трагедию «Софонизба», взяв сюжет из римской истории в изложении Тита Ливия.

Правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, убогость сценического действия, абстрактность художественного представления, многословные диалоги и монологи, патетика речи, величественные позы и жесты, одинадцатисложный, нерифмованный стих – вот основные особенности этой пьесы, которые стали обязательными для всех следующих классицистических трагедий. Это была первая классицистическая пьеса, которая открыла эпоху европейского классицизма. Из Италии классицизм перескакивает во Францию, Англию, Испанию, Германию, пропагандируемый преимущественно университетскими кругами.

Классицизм выступил сначала как теория и практика имитации античного искусства. Изучение и освоение опыта античных мастеров были необходимы и плодотворны. Без знания традиций античного искусства не могли бы с такой силой проявится таланты художников Возрождения.

Вместе с тем классицизм нес в себе здоровое мировосприятие. Ему были несвойственны настроения отчаяния и пессимизма. Его объединяет с Ренессансом вера в разум. Трагедия классицистов поднимает, утверждает величество человека, сильного и прекрасного в своих страданиях и гибели.

Классицизм всегда полон гражданского пафоса. Именно поэтому им пользовался как абсолютизм во время своего становления и стабилизации, так и Просветительство в годы кризиса абсолютизма для ликвидации «станово-монархічного усрою». Герои Корнеля жертвуют собой ради короля и государства, герои Вольтера – ради народа и свободы. Но и тем, и другим чужд эгоизм. Принципы и идеалы для них дороже личных нужд и личных интересов. Поэтому неслучайно в годы революции в театрах Парижа шла классицистическая трагедия Вольтера «Брут». Революция нуждалась в героизме, а классицизм прославлял героизм средствами искусства. Картины Давида – это классицизм в живописи. Героические оперы Глюка – в музыке. В годы революции Мари Жозеф Шенье пишет и ставит свою трагедию «Карл 9», выдержанную в строгих рамках революционного классицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: