Архитектура второй половины XYIII века. Елизаветинское барокко и классицизм

Господствующими в городской застройке во второй половине XVIII века станут - стили барокко (в первой половине XVIII века - петровское барокко), елизаветинское и екатерининское, а затем наступит период классицизма. З релое барокко (1740-е — начало 1760-х гг.) — это размах и декоративная пышность. Здания выглядят величественно, торжественно — и чрезвычайно нарядно. Фасады перестают быть плоскими: ризалиты, портики, колонны — то удалённые от стены, то утопленные в ней, сложные наличники окон, лепные украшения, скульптуры — всё это создавало игру света и тени, оживляя здания, а в сочетании с двухцветной окраской и позолотой придавало зданиям праздничный вид, настраивая зрителей на предвкушение чего-то чудесного.

Большинство дворцовых зданий елизаветинского Петербурга связано, с именем архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700—1771). Он прибыл со своим отцом (известным скульптором Карло Растрелли) в Санкт-Петербург в 1716 году. Пробыв семь лет на учебе за границей, он вернулся в Россию. Растрелли занялся строительством нового, шестого по счету Зимнего дворца. Оно началось в 1754 году и закончилось уже после смерти Елизаветы Петровны, в 1762 году. Место расположения главной резиденции российских императоров - Зимнего дворца, - как и многих других сооружений Санкт-Петербурга, определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом "для зимнего пребывания царя" был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом "голландской" архитектуры - первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный - с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название Зимней канавки - по дворцу. Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г. И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к Адмиралтейству. Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем Эрмитажного театра - она сохранилась до наших дней.) По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец - появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, было около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.

Царица затеяла новое строительство - четвертого по счету Зимнего дворца - Анненского. В 1755 г. Б. Ф. Растрелли создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу Невского проспекта и реки Мойки со 156 комнатами также было роскошно отделано. Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Строительство шестого по счету Зимнего дворца, сохранившегося до наших дней, велось в 1755-1762 гг. Работы начались со сноса Анненского дворца, после чего тысячи строителей возводили стены, устраивали лестницы, перекрытия. Отделочники-штукатуры, маляры, резчики по камню и дереву, позолотчики, стекольщики придавали фасадам и внутренним помещениям облик, строго соответствующий проекту Б. Ф. Ра­стрелли. Наконец, в апреле 1762 г. только что вступивший на престол император Петр III переехал в новую резиденцию.

Это здание по сути своей - целый квартал с внутренним крестообразным в плане двором. В нарушение петровских предписаний, оно смотрело не на Неву, а на Адмиралтейство. Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

В декабре 1837 г. в нем произошел пожар. Проект восстановления разработали архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. К Зимнему дворцу примыкают соединенные с ним переходом четыре здания Эрмитажа. Инициатором строительства Эрмитажа при Зимнем дворце выступила императрица Екатерина II. В 1764-1767 гг. по ее велению возвели Малый Эрмитаж ( Ж. Б. М. Валлен-Деламот), в который поместили коллекцию картин европейских художников. Вскоре шедевров искусства в коллекции императрицы оказалось столько, что пришлось строить еще одно здание - Старый Эрмитаж ( Ю. М. Фельтен, 1771-1778). А в 1783-1787 гг. на месте Зимнего Дворца Петра I возник Эрмитажный театр ( Дж. Кваренги ). Наконец, в 1839-1852 гг. построили Новый Эрмитаж ( Л. фон Кленце ). Здесь, а также в Зимнем дворце со времен Екатерины II размещается собрание произведений искусства и культуры, исторические экспонаты и реликвии, которые сегодня вошли в сокровищницу одного из крупнейших музеев мира, именуемого Государственным Эрмитажем.

Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря императрица заказала для себя, собираясь уйти в него под старость, но не дожила до окончания его строительства. Место для него выбрали у излучины Невы, рядом со Смоляным двором, поэтому его стали называть Смольным. Строительство началось в 1748 году по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. В русской архитектуре Смольный собор считается одной из самых лучших церковных построек. Собор окружен четырехугольником зданий келий, на углах которых располагаются церковки с легкими главками, тоже украшенными лепными орнаментами.

Пятиглавый, очень нарядный, крестообразный в плане Никольский собор архитектора С. И. Чевакинского тоже построен в стиле барокко. Поодаль от собора, на берегу Крюкова канала, возвышается четырехъярусная колокольня со шпилем — одно из самых совершенных по архитектуре и по красоте силуэта сооружений Петербурга

В стиле барокко также создан Шереметевский дворец по проекту С.И. Чевакинского в 1750-1755гг., Воронцовский дворец по проекту Ф. Растрелли в 1749-1757гг., Строгановский дворец – Ф. Растрелли (1752-1754гг.).

Со второй половины XVIII века большинство зданий и памятников строятся в стиле классицизм. Классицизм — художественный стиль в искусстве XVIII — начала XIX в.; название произошло от латинского слова classicus (первокласный), что понимается как образцовый. В основе этого стиля лежит то, что считалось идеальным образцом, — античное наследие, т. е. история и культура древних греков и римлян. Пышность и нарядность бароккосменяется величавой геометрической простотой и идейным содержанием. Каждое здание — это не просто постройка, но ещё и идея.

Архитектура раннего классицизма(17601770-е гг., архитекторы. Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди) ещё сохраняет черты барокко, но пластическое богатство уже сочетается с чёткостью и геометризмом форм — это Академия художеств, Гостиный двор, Мраморный дворец.

Со временем нарастают торжественность, монументальность и подавляющее великолепие. В период зрелого классицизма (1780—1790-е гг., архитекторы И. Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Н. А. Львов) стены украшаются массивными портиками с мощными колоннами и фронтонами. Появляются дворцы-усадьбы — Таврический дворец, общественные сооружения — Академия наук, Эрмитажный театр, Кабинетный корпус при Аничковом дворце, Конногвардейский манеж, Смольныйинститут.

В период высокого классицизма, называемого также ампиром (1800— 1830-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. И. Росси), подчёркивается величественная мощь русского государства. Огромное значение приобретает скульптурный декор: здания украшают военными эмблемами, воинскими доспехами, лавровыми венками, орлами, Гениями Славы и колесницами Славы; таковы Адмиралтейство, Казанский собор, Биржа, здание Главного штаба, Троицкий собор, Московские и Нарвские триумфальные ворота. Создаются ансамбли площадей — площадь Искусств, площадь Островского, Стрелка Васильевского острова — и улиц, например улица Зодчего Росси. Среди скульпторов, работавших в этом направлении, — В. И. Демут-Малиновский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв и др.

В 1768 году на площади, рядом с западным крылом Адмиралтейства, начались работы по возведению памятника Петру I. Подножием памятника стала огромная гранитная глыба массой 1600 тонн, найденная на берегу Финского залива. Статую всадника на коне отлили из бронзы по модели французского скульптора Этьена Фальконе.

В конце XVIII века рядом с Летним садом появилось сооружение Михайловского замка, построенное в стиле классицизма для императора Павла 1. Его возвели в 1797-1800 гг. Согласно легенде, место для новой резиденции император выбрал, проговорив: "Хочу умереть там, где родился". Замок построили, снеся деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны, где Павел появился на свет. Название новый замок получил в честь архангела Михаила, которого император считал своим небесным покровителем. Проект грандиозного сооружения разработал В. Баженов, а руководил работами архитектор В. Бренна. На площади перед дворцом в 1800 г. Павел I велел установить памятник Петру I (скульптор. Б. К. Растрелли) - первую в России конную скульптуру, отлитую еще в 1746 г. Площадь перед замком получила название – Коннетабль, что в переводе с французского означает "великий конюший". Так во Франции в XVII веке называли главнокомандующего армией.

Были построены также дом Г. Р. Державина (А.Н.Львов),усадебный дом Юсуповых (Д. Кваренги). На протяжении второй половины XVIII века продолжал застраиваться Невский проспект. В эти годы на нем были построены: Гостиный двор ( Ж.-Б. Валлен - Деламот), Серебряные ряды (Д. Кваренги), Публичная библиотека ( Е. Т. Соколов ), костел Св. Екатерины ( Ж.-Б. Валлен-Деламот ) и Армянская церковь ( Ю. М. Фельтен).

Недалеко от Смольного собора, на берегу Невы, в 1783—1789 годах был построен дворец для Г. А. Потемкина-Таврического по проекту архитектора И.Старова,получивший название Таврический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: