Занятие 7. Цель. Познакомить учащихся с главными словами в пред­ложении; тренировать слуховое внимание и память

Тема. Предложение.

Цель. Познакомить учащихся с главными словами в пред­ложении; тренировать слуховое внимание и память. Оборудование. Сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предло­жение из трех слов.

П. Работа с простым двусоставным предложением.

Логопед предлагает: «Составьте предложение из двух слов по картинке, например: Художник рисует. Ответьте на вопросы: Что вы составили? (Предложение.) Про кого вы узнали? (Про художни­ка.) Что вы узнали про художника? (Художникрисует.) Что рисует художник? (Картину.) Сколько слов стало в предложении? (Три.)

Произнесите предложение полностью. (Художник рисует картину.)»

III. Выделение из предложения главных слов.

Логопед: «Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось? — (Рисует картину.)

Рисует картину — это предложение? (Нет.) Что мы не узнали? (Кто рисует.)... = С

Правильно, предложение не получилось. А теперь выпадает из предложения второе слово. Что получается? (Художник кар­тину.)

Художник картину — это предложение? (Нет.)

Что мы не узнали? (Что делает художник.)

Из предложения выпадает третье слово. Что получается?

(Художник рисует.) I____ ' ■ '..

Можно назвать это предложением? (Можно.) Это и есть предложение. Слова, которые входят в это пред­ложение, называют главными. Без них, как вы убедились, предложение не получается».

Ученики получают следующие задания.

1) Прослушать предложение, определить количество слов в нем, найти главные слова, поставить к ним вопросы:

а) Мама несет сумку. Бабушка печет пироги. Маляр красит крышу. Дедушка читает газету. Зрители смотрят фильм. По­езд отправляется утром. Солнышко всходит рано;

б) Одежду шьет портниха. Улицы подметает дворник. Кир­пичи кладет каменщик. Сети тянут рыбаки. Тихо шелестели листья. Раскатисто гремел гром. Непрерывно звучала музыка. Вдалеке показался автобус. Плавно кружились снежинки.

2) Рассмотреть картинки. Придумать по ним предложения из трех слов. Назвать главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.

Приблизительный перечень сюжетных картинок: мальчик делает скворечник; девочка нашла гриб и т. п. IV. Итог занятия. «Что нового вы узнали на занятии?» — спрашивает логопед.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составить предложения из двух слов но схемам. (Логопед чертит на доске схемы предложений, состоящих из двух слов, разные по структуре.)

Задание 2. а) К словам, обозначающим предметы, подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения. По­ставить вопрос к каждому слову в предложении.

Весна. >

Почки.... Травка.... Ручеек.... Снег.... Подснежник....

б) К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести полу­чившиеся предложения целиком. Поставить вопросы к каждому слову в предложении.

Осень.

Моросит Наступает..

Жухнет.... Желтеют.... Пронизывает

Зима. Ударили.... Бушует.... Замерзли.... Метут....

Лето.

Светит.... Сохнет.... Загремел.... Хлещет....

Задание 3. Графический диктант. Логопед называет предложение. Ученики чертят в тетрадях схемы предложений. Затем подсчитывают количество получившихся предложений.

Образец:

Оживают деревья. Почки набухают. Проталинки обнажают­ся. Пробивается травка. Журчат ручьи. Птицы щебечут.

Ветер пронизывает. Моросит дождь. Трава жухнет. Желте­ют листья. Птицы улетают. Наступают холода.

Печет солнце. Стоит зной, бемля сохнет. Загремел гром. Сверкнула молния. Пошел дождь.

Ударили морозы. Замерзли реки. Бушует ветер. Метут ме­тели.

Задание 4. Отгадать загадки. Составить схемы первых трех предло­жений. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.

Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает?

Переставить слова в первой и второй строчках. Прочитать получив­шиеся предложения. Ответить на вопрос, нравится ли такое звучание загадок? Обосновать свой ответ.

Снежок тает. Лужок ожил. День прибывает. Когда это бывает?

Печет солнце. Цветет липа. Рожь поспевает. Когда это бывает?

Затем ученикам предлагается еще раз прослушать загадку и сказать, какие слова рифмуются. (Снежоклужок. Прибываетбывает.)

Задание 5. Ответить на вопросы предложениями, состоящими из трех слов, по схеме | ______

С

Кто учит детей? Что несут туристы?

Кто ведет поезд? Что разожгли ребята?

Кто охраняет лес? Что сушат колхозники?

Кто лечит животных? Что строят строители?

Кто стрижет волосы? Что слушали дети?

Кого тащит лиса? Чем подметают пол?

Кого зовет курица? Чем моют руки?

Кого поймали рыбаки? Чем вытаскивают гвозди?

Кого везет поезд? Чем едят котлеты?

Задание 6. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова. Найти главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы. Запи­сать предложения графически.

Мама шьет.... Ежик тащит.... Мама зовет.... Птица пой­мала.... Воробей клюет.... Муравей тащит.... Машинист ве­дет.... Ласточка вьет.... Курица несет.... Портниха шьет....

Задание 7. Вставить в предложения пропущенные слова. Произнести предложения целиком. Назвать главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.

а) Ветер...деревья. Дождь... землю. Град... огурцы. Оля... ватрушки. Марина... журнал. Рита... кур. Саша... козу. Верблюд... колючки. Обезьяна... бананы. Снег... поля;"

б)... пасет стадо.... помогают малышам.... читает газету.... стирает белье.... взвешивает продукты.... выбивает чеки.... лечит больного.... пишет письмо.... разносит письма.... созывает цыплят.

Задание 8. Прослушать стихотворение. Определить, сколько предло­жений в стихотворении. В каждом предложении выделить главные сло­ва, поставить к ним вопросы.

Вот настала осень. Часто дождь идет. Солнце мало греет. Ветер листья рвет.

Задание 9. Прослушать предложения и, если надо, исправить их.

Собака грызет капусту. Заяц грызет кость. Каменщик стро­ит гнездо. Аист строит дом. Рыбак плетет паутину. Паук пле­тет сети. Корова дает щетину. Свинья дает молоко. Волк ищет нефть. Геолог ищет добычу.

Задание 10. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено.

Зрители смотрят.... Часы остановились. Поезд прибыл. Коршун схватил.... Космонавты приземлились. Дождик смо­чил.... Ветер сломал.... Вишни созрели. Журчит ручеек. Птицы собираются.... Почтальон принес.... Снег покрыл....

Задание 11. Прослушать тексты, поднять карточку с точкой, если предложение закончено. (Логопед произносит предложения с правиль­ной интонационной законченностью.)

День рождения.

У Марины гости. Ей сегодня исполняется десять лет. Бабуш­ка испекла пирог. Папа купил конфеты. Дедушка принес фрук­ты. Подруги подарили Марине книги.

Дежурные.

Сегодня дежурит наша звездочка. Польют цветы Коля и Маша. Вымоет доску Рита. Пол подметет Алеша. Всем найдет­ся работа.

Запасливый еж.

И г, №

Ч В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж складывал ябло­ки в норке. Он заготавливал корм на зиму.

Задание 12. Игра «Получится — не получится». Логопед называет тему, например «Магазин», и дает установку учащимся: по вопросу при­думать слово, а по сигналу назвать его. Например:

кто? чтоделает? что?

(придумывает Саша) (придумывает Лена) (придумывает Митя)

По сигналу логопеда учащиеся поочередно называют при­думанные слова, затем предложение произносится целиком, и ученики решают, получилось предложение или не получи­лось. Постепенно в игру включаются все дети. Можно исполь­зовать темы «Зоопарк», «Школа», «Больница» и др.

Грамматическое оформление предложения и его распространение

Как уже говорилось ранее, работа над грамматическим офор­млением предложения и его распространением ведется парал­лельно. Логопед учит детей правильно согласовать различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; суще­ствительное с прилагательным в роде, числе и падеже).

Работу по распространению предложений рекомендуется проводить в такой последовательности: составить предложение из двух слов по картинке и вопросам кто? что делает? Затем логопед с помощью наводящих вопросов побуждает уче­ников распространять предложение. Например, дети состави­ли предложение Девочка рисует. Логопед спрашивает: «Что или кого рисует девочка?» Ученики отвечают: «Картинку». За­тем ученики должны повторить предложение полностью: Девоч­ка рисует картинку. Логопед задает следующие вопросы:

«Чем рисует девочка? (Красками. Девочка рисует картин­ку красками.) Кому рисует картинку девочка? (Брату. Девоч­ка рисует брату картинки красками.)*

Аналогично строится работа и с другими предложениями.

Материал данной главы имеет определенную последователь­ность. Однако логопед может пользоваться им выборочно при изучении грамматических тем, сообразуясь с отклонениями в речевом развитии учеников. Так, если ученики правильно со­гласовывают глагол с существительным в роде и числе, лого­пед может приступить к работе над следующей темой.

Согласование глагола с именем существительным в числе и роде

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения по образцу. Изобразите предло­жения (по выбору логопеда) графически.

Образец: а) Дождь идет. Дожди идут;

б) Метели метут. Метель метет. а) Дождь идет. Дожди.... б) Метели метут. Метель...

Яблоко зреет. Яблоки.... Ветры дуют. Ветер...

Роса освежает. Росы.... Липы цветут. Липа...

Белка прыгает. Белки... Жуки ползут. Жук...

Ракета летит. Ракеты.... Медведи ревут. Медведь....

Птица щебечет. Птицы... Кузнечики стрекочут.

Кузнечик....

Задание 2. Замените два предложения одним, состоящим из двух слов. (Логопед требует от учащихся использования обобщающих слов.) Начер­тите схемы предложений, поставьте вопросы к словам.

О б р а з е ц: а) Ландыш цветет,

Фиалка цветет. Цветы цветут.

Ландыш цветет. Береза гнется. Земляника зреет. Фиалка цветет. Верба гнется. Черника зреет.

Грач улетел. Скворец поет. Яблоки созревают.

Скворец улетел. Соловей поет.

Вишни созревают.

б) Алеша моет лицо. Дети умываются. Маша моет лицо.

Лена надевает платье. Соня надевает платье.

Миша снимает пальто. Алеша снимает куртку.

Кира снимает туфли. Женя снимает ботинки.

Катя расчесывает волосы. Рита расчесывает волосы.

Коля надевает ботинки. Митя надевает сапожки.

Сережа плавает в реке. Петя плавает в реке.

Задание 3. Закончите предложения, изменяя по смыслу слово, дан­ное в скобках.

Кошка...| Заяц... 1 Малина...

Кот... г (спал) Белка. .У (бежал) Крыжовник Котята.. ^ Мыши. и Яблоки...

(зрел)

Репа... " Лук... Дерево... Овощи..„

Ручей.. (рос) Река... Море... Листья

Фонарь... (шумел) Лампа... Солнце... Светлячки

к (светил)

Задание 4. Вставьте подходящее по смыслу слово: а) используя слова для справок или картинки (картинки подбирает логопед); б) самостоя­тельно.

а) Полз.... Ползла.... Ползло.... Светило.... Светил....

Светила.... Висел.... Висела.... Висело.......бушевало...

бушевал.... бушевала.... взошло.... взошла.... взошел;

Слова для справок: змея, насекомое, уж; месяц, солнце, луна; свитер, кофта, белье; море, океан, буря; солнце, месяц, луна;

б) Надвигался.... Надвигалось.... Надвигалась.... Скрипе­ло.... Скрипел.... Скрипели.... Шумел.... Шумело.... Шу­мела.... Шумели....Болел.... Болела.... Болело....Болели.... Сохли.... Сохла.... Сохло.... Сох.... Паслось.... Паслись.... Пасся.... Паслась....

Задание б. Послушайте предложения, вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Вчера... солнышко. Всю неделю... дождь. Ночью на небе... луна. Рита... о тропинке. Коля... на огонь... холодные вет­ры. Долго не было дождя. Трава..., дерево..., листья.... Пос­ледняя ласточка.... Журавли....

Слова для справок: улетели, улетела, светило, лил, дули, светила, шла, дул, пожелтела, пожелтели, пожел­тело.

Задание в. Составьте предложения со словами, обозначающими дей­ствия предмета.

Пахла, пах, пахло, пахли; стоял, стояла, стояло, стояли; бурлил, бурлило, бурлили, бурлила; болела, болел, болело, бо­лели; сверкал, сверкала, сверкало, сверкали; стонала, стонал, стонало, стонали; катился, катилась, катилось, катились; раз­давался, раздавалась, раздавалось, раздавались; звучал, зву­чала, звучало, звучали; переливался, переливалось, перелива­лась, переливались.

Задание 7. Закончите предложения, добавив недостающие слова. Пе­рескажите текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен вы­делять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с суще­ствительным.)

а) Набежало.... Скрылось.... Подул.... Поднялась.... Потемнел.... Полил.... Загремел.... Сверкнула...;

Сл ова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако.... Солнце.... Ветер.... Пыль.... Лес.... Дождь.... Гром.... Молния....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: