Тема. Предложение.
Цель. Учить детей составлять предложения из трех слов.
Оборудование. Предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать предложение из двух слов и к каждому слову поставить вопрос.
II. Повторение материала предыдущего занятия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие
предметы в действии, и предлагает ученикам составить предложения из двух слов по картинкам, затем начертить схему предложений в тетрадях, подсчитать количество получившихся предложений* '
III. Работа с предложениями, состоящими из трех слов. Логопед обращается к детям: «Мы работали с предложени-
и м и, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех слов».
Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинку, составить по ней предложение из двух слов. (На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, несущая розу.) (Девочка несет.) Затем логопед задает вопросы: «Кто это? (Девочка.) Что делает девочка? (Несет.) Что несет девочка? (Розу.)*
|
|
Произносится предложение из трех слов: Девочка несет розу.
Логопед спрашивает: «Какое слово прибавилось в предложении? (Розу.) Сколько стало слов в предложении? (Три слова.)»
Логопед предлагает ученикам изобразить это предложение графически. Третье слово — розу — изобразить прямоугольником. | ^.^_____ I----------------------- = 1I
Подводим итог:
«Можно сделать вывод, что чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем».
Логопед вновь выставляет на доске картинку, на которой изображена женщина, читающая книгу, предлагает рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто читает? (Мама.) Что делает мама? (Читает.) Что читает мама? (Книгу.)»
Предложение произносится полностью: Мама читает книгу. Дети чертят схему, ставят вопрос к каждому слову.
Логопед предлагает ученикам назвать слова по порядку. Затем — только первое и последнее слово. Рассматриваются еще две-три картинки. Работа строится аналогично.
Ученики получают новые задания
1) Рассмотреть картинки. (На доску выставляют две предметные картинки, например: девочка и стрекоза или мальчик и жук.) Составить предложения по картинкам, подобрав самостоятельно слово, обозначающее действие. Сосчитать количество слов в каждом предложении. Назвать первое и последнее слово. Начертить схему предложений. Поставить вопросы.
Образец: Девочка поймала стрекозу. Девочка нарисовала стрекозу. Девочка видела стрекозу.
2) Рассмотреть картинку и составить по ней предложение из трех слов (на доску выставляется картинка, изображающая предмет в действии, например: собака грызет кость). Назвать первое и последнее слово. Составить схему предложения.
|
|
3) Рассмотреть картинки иг составить по ним предложения из трех слов. Составить схему предложения. (Каждый ученик получает по одной сюжетной картинке.
Затем ученики поочередно произносят свои предложения по схемам. Логопед следит за тем, чтобы дети не включали в предложение предлоги.
Приблизительный перечень сюжетных картинок: бабушка вяжет носки; мужчина несет сумку; женщина моет ребенка; садовник подстригает кусты; дети собирают листья.
IV. Итог занятия.
Логопед спрашивает: «Какие предложения вы учились сегодня составлять? Что еще нового вы узнали на занятиях?»